ИЖ-350 – копия локализованная реплика немецкого дорожного мотоцикла среднего класса DKW NZ-350 и, по стечению обстоятельств, первый массовый байк ИЖМАШа. Этот двухколёсный транспорт ориентирован на езду по дорогам с различным покрытием, как в одиночку, так и с дополнительным пассажиром.
Первые серийные ИЖ’ы
Сразу после окончания ВОВ, Ижевский машиностроительный завод, в числе прочих «гражданских направлений», решает возобновить производство мотоциклов… и пока ижевские инженеры разбирали довоенные чертежи и вспоминали как делать мотоциклы, в город в опломбированном вагоне прибыл трофейный немецкий мотоцикл DKW NZ-350 к которому, на правах репарации, прилагалось оборудование, документация и даже группа немецких инженеров.
Немецкий байк оказался перспективнее (он был прост и надёжен), в сравнении с довоенными ижевскими машинами – потому было решено запускать в серийное производство именно его. Потребовалось около года для полной локализации производства и адаптации к суровым условиям эксплуатации. В результате получилась «сборная солянка» из разных версий DKW NZ-350: картер, к примеру, был из алюминиевого сплава (как у ранних моделей) и установлены грязевые щитки (которые имелись только у поздних модификаций), а электрооборудование и приборы были заменены на отечественные аналоги… но в целом конструкция осталась практически идентичной оригиналу.
Мотоцикл был назван ИЖ-350 и его серийное производство велось с 1946 по 1951 год (за эти пять лет было выпущено более 127 тысяч машин), после чего ему на смену пришел ИЖ-49.
Конструктивные особенности
На мотоцикле ИЖ-350 применён карбюраторный одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой. Коленвал тут прессованно-сборный, а картер блочного типа. В передней части размещена кривошипная камера, а позади неё КПП. Педаль переключения передач и кикстартер расположены с левой стороны картера КПП.
Переднее колесо (с тормозом), приводной редуктор спидометра и грязевой щиток – крепятся к подвижной части вилки параллелограмного типа (на которой закреплена фара с вмонтированным в неё спидометром). Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны (при этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении).
С правой стороны бензобака размещён дублирующий рычаг селектора КПП (для ручного переключения). При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Относительно низкая (для того времени) неподрессоренная масса и мало изменяющийся вылет – обеспечили мотоциклу хорошую управляемость и устойчивость на дороге. Но заднее колесо тут неподрессорено, а закреплено прямо на раме.
Технические характеристики
- Двигатель – одноцилиндровый двухтактный:
- ход поршня – 85 мм
- ∅ цилиндра – 72 мм
- рабочий объём – 346 см³
- степень сжатия – 5,8
- максимальная мощность – 11,5 л.с. при 4 000 об/мин
- охлаждение – воздушное
- система смазки – совместная с топливом
- система питания – карбюратор (К-40)
- Сцепление – многодисковое, в масляной ванне
- Моторная передача – безроликовая цепь (2,17)
- Коробка передач – четырёхступенчатая, двухходовая
- Передача на заднее колесо – роликовая цепь (2,33)
- Максимальная скорость – 90 км/час
- Ёмкость топливного бака – 15 литров
- Расход топлива (шоссе) ≈ 4,5 литра на 100 км
- Топливо – бензин с автолом 10-18 (25 к 1)
- Рама – штампованная, сварная
- Подвеска:
- передняя – вилка пружинная параллелограмного типа
- задняя – отсутствует
- Тормоза – колодочные
- Колёса – легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами (шины 3,25-19″)
- Размеры:
- длина – 2 110 мм
- ширина – 710 мм
- высота – 935 мм
- Клиренс – 120 мм
- Преодолеваемый брод – 300 мм
- Сухой вес (с задним седлом) – 150 кг
Основные модификации
Так в 1948 году был изготовлен ИЖ-350С, оснащенный телескопической передней вилкой (на замену архаичной параллелограммной), а заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель этого мотоцикла имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой (что позволило увеличить мощность почти на 22%).
К 1950 году было организовано мелкосерийное производство ИЖ-50 (усовершенствованная модель кроссового мотоцикла).
У моего отца был такой мотоцикл! Помню как в 1957 году он меня прокатил на нём в дождь по степи! Посадил на бак и поехали — как мне тогда было страшно и захватывающе! Никогда это не забуду все те эмоции, хотя мне уже и 70 лет!