Мотоциклы марки Урал до сих пор производятся в России, но около 90% этой техники теперь идёт за рубеж. Ничего странного в этом нет – стоимость байков от миллиона рублей отпугивает российских покупателей.
Но сегодня разговор пойдёт про военные модификации ирбитских мотоциклов, начиная с их «родоначальника» – немецкого мотоцикла…
Мобилизованные BMW R71
Модель BMW R71 считается самым популярным байком немецкой армии Второй Мировой войны… На деле, это далеко не так, данная модель выпускалась лишь с 1938 по 1940 года, и собрано было за это время не более 3 500 экземпляров.
Военным мотоциклом BMW R71 стал вынуждено – их просто мобилизовали. Специально для нужд армии организовывать их производство оказалось невыгодно (себестоимость была слишком высока с учётом короткого срока жизни боевой техники)… тем не менее, именно R71 стал прототипом для советского Урала
Технические и конструктивные особенности
Выпускались и одиночные версии мотоциклов BMW R71. На них ставили карбюраторы с компенсационными колодцами, которые обеспечивали работу мотора без перебоев даже во время затяжных подъёмом и поворотов с креном.
Интересная особенность – расход бензина у немецкого мотоцикла составлял всего 4,5 литра. Что касается советской копии, которая появилась через несколько лет, там заявлены данные в 7 л. Понятно, что это заводские параметры в идеальных условиях, но и в реальности расход у «немца» был ниже на 3 литра минимум.
Максимальная скорость мотоцикла с коляской составляла 105 км/ч.
Боевые машины М-72
В СССР мотоцикл с коляской создавался исключительно для Красной Армии. Хоть это был ещё не Урал, но прямой его предок. Делали байк по образу и подобию BMW R71 в прямом смысле – без всякой документации, просто копируя детали.
Единственным серьёзным отличием М-72 от «немца», которое можно увидеть невооружённым глазом – это бак на 22 литра (против 17-литрового у BMW).
Понимая, что война должна начаться в ближайшее время, советское правительство максимально ускоряло выпуск военных мотоциклов. Но всё равно, до начала боевых действий было изготовлено всего несколько сотен М-72 – все они отправились на фронт.
Во время войны производство мотоциклов не прекратилось, но их качество заметно снизилось. Связано это с тем, что производство эвакуировалось в спешном порядке, а на новом месте приходилось привлекались неквалифицированных рабочих.
Первые же бои на фронте показали, что такие машины идеально заменяют тачанки на конном ходу. Мотоциклы с высокой эффективностью использовались для разведки и внезапных налётов на укрепления врага в небольших населённых пунктах.
Технические характеристики М-72
Электрооборудование тогда было было шестивольтовое.
Трансмиссия – 4-ступенчатая КПП с карданной передачей на заднее колесо.
Приобрести мотоцикл М-72 возможно и сейчас – в продаже всегда есть несколько экземпляров. Но надо знать, что на рынке много реплик (созданных из более поздних советских моделей, либо из китайских) и за ретробайк в хорошем состоянии попросят не менее 300 тысяч рублей.
Кроме М-72, советская армия мотоциклы больше не заказывала. Несмотря на это, Ирбитский мотозавод отлично себя чувствовал в СССР – спрос на тяжёлые байки у населения был. Но после развала огромной страны, пришлось искать другие пути развития и выживания…
Иракские Уралы
В начале 2000-х годов тяжёлыми мотоциклами заинтересовался Ирак. Стране нужна была такая простая и неприхотливая техника, а байки Урал были легендарны ещё с советских времён. Основным требованием иракцев было только то, чтобы техника ездила на любом бензине (даже самого низкого качества). В итоге, к 2002 году, был подписан контракт на поставку мотоциклов ИМЗ в Ирак.
Мотоциклы получали листы из 5 мм стали в качестве защиты, коляска тоже обшивалась тем же материалом. Для пассажира ставили пулемёт – и боевая колесница была готова к сражениям!
Гвардия Саддама Хусейна получила подобные Уралы, но сколько их было – доподлинно неизвестно… и, как видно по фото, впоследствии эта техника была затрофеена американцами.
Урал Gear UP ATGM
Самый популярный мотоцикл Ирбитского завода в настоящее время – это Gear UP. Данный байк не является военным, но в случае необходимости, его без проблем можно переоборудовать в таковой.
Данная модель имеет привод на колесо коляски и оснащается внедорожной резиной. Двигатель тут оппозитный с рабочим объёмом 750 см³ и максимальной мощность – 41 л. с.
Что касается модели Урал Gear UP ATGM, то это боевой мотоцикл, созданный специально для участия в военно-техническом форуме «Армия-2017».
Байк несёт на борту ракетный комплекс «Конкурс». Такое вооружение способно поражать танки противника на дистанции до 4-х километров. По техническим же параметрам – это тот же Gear UP.
Но российская армия не заинтересовалась мотоциклом, поэтому модель так и осталась в единственном экземпляре.