Не сложно догадаться, что «рождение» этого мотоцикла произошло в 1949 году, но так как для ИЖмаш’а он стал первой машиной собственной разработки – потребовалось ещё пару лет на доработку и подготовку к серийному производству (чтобы «первый блин не вышел комом»). В результате получился достойный представитель своего времени (не просто надёжный, но и достаточно прогрессивный), который продержался на конвейере 7 лет (с 1951 по 1958 год было произведено больше полумиллиона экземпляров).
Серийный ИЖ-49 представлял из себя дорожный двухместный мотоцикл среднего класса, ориентированный на езду по дорогам с любым покрытием. Кроме основной серии, была выпущена опытная партия мотоциклов «с коляской» (боковым грузо-пассажирским прицепом). Более того – на его основе было создано множество спортивных модификаций.
История первого ИЖмаш’евского мотоцикла собственной разработки началась сразу после окончания Великой Отечественной войны – когда из Германии, в счёт репараций, на Ижевский завод было доставлено оборудование DKW с главным конструктором в придачу… Уже к 1946 году немцы помогли организовать производство мотоцикла ИЖ-350 (который, по сути, является локализованной модификацией довоенного немецкого DKW NZ 350). Параллельно с организацией производства «немецкой» техники, шла разработка следующего поколения советских мотоциклов ИЖ – результатом чего и стала модель под индексом «49».
За счёт применения передней вилки телескопического типа, задней подвески с гидравлическими амортизаторами и других усовершенствований повысилась комфортабельность езды, улучшилась проходимость мотоцикла в плохих дорожных условиях. В 1958 году выпуск Иж-49 был прекращён[2], так как с 1955 года уже выпускалась новая модель — Иж-56. Всего было построено 507 603 мотоциклов Иж-49[3].
Конструктивные особенности
Мотоцикл ИЖ-49 оснащён одноцилиндровым двухтактным карбюраторным силовым агрегатом воздушного охлаждения (с возвратно-петлевой двухструйной продувкой). Коленвал тут сборный, прессованный, а картер блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, а в задней расположена КПП. Картер состоит из двух половинок с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали кик-стартера и ножного переключения передач расположены с левой стороны картера КПП.
Переднее колесо (вместе с приводным редуктором спидометра и тормозом), а так же грязевой щиток – закреплены на подвижной части телескопической вилки. Выше на вилке размещена фара (в корпус которой вмонтирован спидометр, соединённый с редуктором гибким валом). Руль мотоцикла закреплён в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки (с возможностью регулировки «под водителя»), поворачивающейся на 35° в обе стороны.
С правой стороны бензобака расположен селектор рычага ручного переключения передач (при переключении передач педалью, этот рычаг так же перемещается в соответствующее положение).
Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жёсткости, которая на пружинно-гидравлических элементах подвешена к раме (к слову, у предшествующей модели задняя подвеска отсутствовала в принципе). Колеса тут легкосъёмные, но невзаимозаменяемые.
Технические характеристики
- Двигатель – одноцилиндровый двухтактный:
- ход поршня – 85 мм
- ∅ цилиндра – 72 мм
- рабочий объём – 346 см³
- степень сжатия – 5,8
- максимальная мощность – 11,5 л.с. при 4 000 об/минуту
- Охлаждение – воздушное
- Система смазки – совместная с топливом
- Система питания – карбюратор (К-28)
- Сцепление – многодисковое, в масляной ванне
- Коробка передач – четырёхступенчатая, двухходовая
- Главная передача – на заднее колесо роликовой цепью (передаточное число – 2,33)
- Максимальная скорость – 90 км/час
- Ёмкость топливного бака – 14 литров
- Расход топлива (по шоссе) ≈ 4,5 литра на 100 км пути
- Топливо – бензин с автолом 10-18 (25 к 1)
- Размеры:
- длина – 2 120 мм
- ширина – 770 мм
- высота – 980 мм
- Клиренс – 140 мм
- Преодолеваемый брод – 300 мм
- Сухой вес мотоцикла – 150 кг
- Рама – штампованная, сварная
- Подвески:
- передняя – пружинная и телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами
- задняя – пружинная с гидравлическими амортизаторами
- Тормоза – колодочные
- Колёсные диски – легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами
- Колёсные шины – 3,25-19″
Основные модификации
На базе мотоцикла ИЖ-49 было сознано не мало спортивных модификаций, ориентированных на достаточно широкий спектр дисциплин. Эти машины не просто участвовали в гонках, а служили «полигоном» для обкатки новых разработок, впоследствии применяемых на гражданских моделях.
- ИЖ-50А – Спортивный мотоцикл для многодневных соревнований.
- ИЖ-50Б – Кроссовый мотоцикл, мощность двигателя увеличена до 16 л.с. (за счёт повышения степени сжатия до 8-9, улучшения системы продувки и расширения фаз газораспределения). Внедрён цилиндр из алюминиевого сплава с чугунной гильзой. Карбюратор К-28 с увеличенным диффузором. Значительно облегчена экипажная часть.
- ИЖ-51М – Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок, где применён экспериментальный двигатель с картером двигателя переменного объёма (реализованного посредством поршневого насоса в нижней части картера).
- ИЖ-54 – Спортбайк для шоссейно-кольцевых гонок с ещё более мощным двигателем (до 18-20 л.с.).
- ИЖ-55 – Модификация для кроссовых и многодневных соревнований. Здесь двигатель форсирован до 16-18 л.с. (по методу аналогичному ИЖ-50Б), а ходовая часть практически не отличается от гражданской модели. Основной упор на высокую очистку воздуха и защиту от попадания воды в систему (воздух в карбюратор поступает через специальный приёмник, расположенный в задней части топливного бака; выпускные трубы с глушителями подняты наверх; в зажигании применяется магнето и герметично закрытого алюминиевой крышкой). На этом мотоцикле установлены специальные кроссовые шины с выраженным протектором и гоночная подушка на заднем щитке.
Очень тяговитый аппарат! Я на нём в детстве копны сена возил, трелевал волоком!
А внешний вид у мота вообще выше всяких похвал — куда там современным с их дешевыми обвесами и прочей лишней лабудой! Уверен, если сейчас начать выпуск таких байков, то и покупатель найдётся. Но для владения таким мозги нужны.