Последняя модель чехословацкого бренда, массово поставляемая в СССР. Примерно до середины 1990-х годов высоко котировалась в среде так называемых «рокеров», но потом была вытеснена японскими моделями (превосходящими её на несколько поколений).
350-кубовые JAWA 638-й серии выпускались с 1984 по 1991 годы. За это время мотоцикл неоднократно модернизировался – основные модификации:
- 638-5 – дебютировала в 1984 году, отличалась от 634 модели 12-вольтовой электрикой, новой вилкой и дизайном;
- 638-00 – вышла в 1986 году, получила характерную форму «хвоста» и прозвище «Пенал» в СССР;
- 638-1-03 – модель 1989 года, отличается формой глушителей и увеличением их длины с радиусом изгиба;
- 638-1-04 – получила новые шильдики и амортизаторы
Технические особенности
Мотоцикл получил обновлённый (в сравнении с предшественником) двигатель, хотя конструктивно он практически не изменился – двухтактный с воздушным охлаждением, развивает 26 л.с. (против 22 л.с. у предыдущей модели чехословацкого 350-кубового двухтактника). Все «силы» посредством 4-ступенчатой механической коробки передач и приводной цепи передаются на заднее колесо.
При этом максимальная скорость дорожника составляет 130 км/ч, а средний расход топлива – около 5 литров на 100 км, но в городе и на высоких оборотах он может достигать 7 литров.
В остальном «без откровений» – стальная рама, барабанные тормоза… Сухой вес у мотоцикла – 149 кг.
Достоинства и недостатки
- один из самых распространённых мотоциклов JAWA
- много шансов найти байк в хорошем состоянии
- для многих является мечтой юности
- надёжная техника, по сравнению с моделями ИЖ
- конструктивно устаревший двухтактный двигатель
- сложно найти запчасти
- приходится мешать бензин с маслом
- не годится в качестве техники на каждый день
Вторичный рынок
Просят за эти байки на вторичном рынке не много – от 35 000 рублей… но полностью и достоверно отреставрированные экземпляры могут стоить до 1 млн. рублей.
Главная их фишка была в мягкости, в работе двигателя без вибраций. В какой-то мере Юпитер-5 мог составить им конкуренцию, но вид у него был гораздо более грубоватый. Зато коробка у ИЖей была вечная — передачи можно было переключать ударом каблука 🙂 а вот Ява такого отношения не терпела — сколько вилок переключения было поломано, у некоторых это как расходник был.
Примерно год назад у сына была 638-5-00 (так называемая переходная модель). Не имея такого мотоцикла в молодости, я иногда брал у сына покататься — так сказать, представлял себя молодым. Но веских причин покупать такой мотоцикл себе я не вижу — запчасти дефицитные и дорогие, пальцы даже при качественных комплектующих начинают тарахтеть уже при 5 тысячах километров, хоть ты что в неё заливай. Даже китайские и индийские мотики куда технологичнее, экономичнее, современнее (есть модели впрысковые, а уж дисковые тормоза почти у всех), запчастей полно, а динамика даже у 250-кубового не хуже чем у советской Явы… единственное, конечно, мужики постарше на китайцев даже не оборачиваются, а вот чеха почти всегда провожают долгим взглядом…
В 1989 году, помню, хватали как горячие пирожки — с заднего двора спортмага их выгружали из грузовиков, а с другой стороны тут же счастливые покупатели собирали моты под руководством дядьки в синем халате. Это надо было видеть — сколько счастья на лицах новоиспеченных владельцев… а вокруг собиралась ребятня, все ждали первого пуска нового мота.
Ява это для кого-то мечта, для кого-то ностальгия, для кого-то это юность и первая любовь… а кто-то на ней прервал свой жизненный путь. Она останется в наших сердцах и в том прекрасном времени, ярким признаком которого она была.
Нынешняя молодежь, конечно, не поймет эту классику, эту красавицу, этот звук выхлопа… но это нормально — у них свои приметы времени, свои мечты, своя любовь…