ИЖ Юпитер

ИЖ Юпитер-5

самый массовый ижевский мотоцикл

Содержание

Самый популярный и массовый мотоцикл в серии ижевских «Юпитеров» – это модель пятого поколения (серийно выпускалась с 1985 по 2007 годы).

Планировалось, что в начале 1990-х эта модель должна была быть модернизирована (предполагалось, что мотоцикл получит четырёхтактный современный двигатель), но развал Советского Союза помешал это сделать – поэтому ИЖ Юпитер-5 выпускался с минимальными изменениями вплоть до 2007 года.

ИЖ Юпитер-5 K
Внешность этого мотоцикла многими до сих пор любима – байк который способен вернуть в юность хотя бы на несколько мгновений.

Внешне этот байк выглядит похожим на ИЖ Юпитер-4, но более облегчённый и современный. Кто-то считает, что такой дизайн устарел ещё в 1970-х годах, но для многих именно так должен выглядеть универсально-дорожный мотоцикл.

Поняв свои ошибки с моделью четвёртого поколения, конструкторы дефорсировали двигатель ИЖ Юпитер-5 более чем на 14% – в результате мотор ощутимо прибавил тяги на низких оборотах.

Заявленная максимальная скорость осталась на прежнем уровне – 125 км/ч. Хотя реальная «максималка на стоке» (с замером по ГЛОНАСС) составляет примерно 112±4 км/ч (сейчас это кажется смешным, но для конца 1980-х годов, особенно в сельской местности, этого хватало с избытком).

Реальный расход топлива составляет ≈7±1 литров на 100 км (в зависимости от режима движения, наличия прицепа-коляски и качества дорожного покрытия).

Коробка передач, старая знакомая, четырёхступенчатая и высокой надёжностью по прежнему не отличалась (обычная проблема с чёткостью переключения)… но в поздних модификациях ижевские конструкторы снизошли доработать КПП и она стала функционировать почти безукоризненно.

По ходовой части мотоцикл практически не изменился (по сравнению с четвёртой моделью) – та же стальная рама, телескопическая вилка, барабанные тормоза на всех колёсах.

Электрика у ИЖ Юпитер-5 уже не такая проблемная, как на четвёртой модели – это отмечают все владельцы таких мотоциклов.

Технические характеристики

  • Двигатель – двухтактный двухцилиндровый:
    • Ø цилиндра – 62 мм
    • ход поршня – 57,6 мм
    • степень сжатия – 9,3
    • рабочий объём – 347,6 см³
    • максимальная мощность – 24 л.с. или 17,6 кВт
    • смазочная система – совместно с топливом
    • система зажигания – электрическая
    • система питания – карбюратор (К-62Д, К-65Д, К-68Д или чехословацкий Jikov-2928СЕ)
    • топливо – бензин с октановым числом не менее 76 (А-76, АИ-93)
    • воздухоочиститель – контактно-масляный
    • охлаждение – воздушное (жидкостное для поздних моделей)
  • Трансмиссия:
    • передача от двигателя на сцепление – двухрядной втулочной цепью
    • сцепление – многодисковое в масляной ванне
    • коробка передач – четырёхступенчатая (переключение ножным рычагом с полуавтоматическим и ручным выжимом сцепления) с передаточными отношениями:
      • 1-я передача – 3,17
      • 2-передача – 1,81
      • 3-я передача – 1,26
      • 4-я передача – 1,0
    • передача на заднее колесо – цепью однорядной приводной роликовой
    • передаточное отношение главной передачи – 2,21 (ИЖ-6.113)
  • Максимальная скорость – 125 км/ч
  • Длина тормозного пути:
    • с барабанным тормозом:
      • с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,5 метра
      • с 60 км/ч до 0 км/ч – 22 метра
    • с дисковым тормозом:
      • с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,0 метров
      • с 60 км/ч до 0 км/ч – 20 метров
  • Контрольный расход топлива (для ИЖ-6.113) – 5,9 литров на 100 км пути
  • Рама – трубчатая, сварная, одинарная
  • Подвеска:
    • переднего колеса – телескопического типа с пружинно-гидравлическими амортизаторами с пневматическим регулированием (ход 200 мм) или без пневморегулирования (ход 160 мм)
    • заднего колеса – рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (ход 85 мм)
  • Габаритные размеры (без полуобтекателя, багажника, дуг безопасности и зеркала):
    • длина – 2 170 мм
    • ширина – 810 мм
    • высота – 1 170 мм
    • колёсная база – 1 450 мм
  • Дорожный просвет (при полной нагрузке) – 135 мм
  • Сухая масса – 160 кг
  • Максимальная нагрузка – 170 кг (в т. ч нагрузка на багажник 20 кг)
  • Размер шин:
    • стандарт – 3,50×18″ (90-459)
    • переднее колесо на мотоциклах 6.113-015-01, 6.113-025-01, 6.113Л-015-01 – 3,25×19″ (82-484)
  • Тормоза:
    • задний – однокулачковый барабанного типа с тяговым механическим приводом
    • передний – однодисковый однопоршневой с гидравлическим приводом или двухкулачковый барабанного типа с тросовым механическим приводом

Отличия варината «с коляской»

  • Передаточное отношение главной передачи – 2,63
  • Максимальная скорость – 95 км/ч
  • Длина тормозного пути:
    • с барабанным тормозом:
      • с 30 км/ч до 0 км/ч – 7,2 метра
      • с 60 км/ч до 0 км/ч – 25 метров
    • с дисковым тормозом:
      • с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,8 метра
      • с 60 км/ч до 0 км/ч – 24 метра
  • Контрольный расход топлива (для ИЖ-6.114) – 7,1 литров на 100 км пути
  • Габаритные размеры (без навесного):
    • длина – 2 200 мм
    • ширина – 1 700 мм
    • высота – 1 300 мм
  • Дорожный просвет (при полной нагрузке) – 125 мм
  • Сухая масса – 255 кг
  • Максимальная нагрузка – 255 кг (в т. ч, в боковом прицепе – 30 кг)
  • Размер запасного колеса (для 6.114Т) – 3,75×18″ (90-459)
  • Тормоз колеса бокового прицепа – однокулачковый барабанного типа с механическим приводом

Основные модификации

  • ИЖ 6.113-010-01 – базовая модель без бокового прицепа (телескопическая вилка, двухкулачковый тормоз барабанного типа, спицованные колеса)
    • ИЖ 6.113Л-010-01 – модификация «Люкс» (дополнительно оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
    • ИЖ 6.113-012-01 – вариант с карбюратором Jikov-2928СЕ
    • ИЖ 6.113-014-01 – вариант с литыми колёсными дисками
    • ИЖ 6.113-015-01 – модификация с дисковым тормозом переднего колеса (с гидравлическим приводом), передней подвеской телескопического типа с увеличенным ходом и пневморегулированием и литыми колесными дисками
      • ИЖ 6.113Л-015-01 – модификация «Люкс» (дополнительно к ИЖ 6.113-015-01 оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
    • ИЖ 6.113-016-01 – вариант исполнения с дисковым тормозом переднего колеса (гидравлический привод), передней подвеской телескопического типа (увеличенный ход и пневморегулирование), со спицованными колёсами (одного размера, но невзаимозаменяемыми).
    • ИЖ 6.113-020-01 – применение карбюратора К-65Д
    • ИЖ 6.113-025-01 – вариант с карбюратором К-65Д + дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом, передняя подвеска телескопического типа с увеличенным ходом и пневматическим регулированием, литые колёсные диски (разного размера)
    • ИЖ 6.113-026-01 – вариант оснащения аналогичный ИЖ 6.113-025-01, но со спицованными колёсными дисками одного размера (невзаимозаменяемыми)
    • ИЖ 6.113-026-03 – вариант с карбюратором К-65Д, передней гидропневматической вилкой и дисковым тормозом
  • ИЖ 6.114-010-01 – вариант базовой модели с боковым прицепом (Юпитер-5К)
    • ИЖ 6.114Т-010-01 – модификация «Турист» с боковым прицепом (дополнительно укомплектована запасным колесом с шиной, имеющей увеличенные грунтозацепы)
    • ИЖ 6.114-012-01 – применение карбюратора Jikov-2928СЕ в варианте с боковым прицепом
    • ИЖ 6.114-016-01 – вариант ИЖ 6.113-016-01, но с боковым прицепом
      • ИЖ 6.114Т-016-01 – модификация «Турист» варианта ИЖ 6.114-016-01 (шины с увеличенным грунтозацепом + запасное колесо).
    • ИЖ 6.114-020-01 – вариант с «коляской» и карбюратором К-65Д
      • ИЖ 6.114Т-020-01 – модификация «Турист» с карбюратором К-65Д (увеличенные грунтозацепы на шинах и запасное колесо)
      • ИЖ 6.114Г-020-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ИЖ 9.204)
      • ИЖ 6.114Г-023-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ВМЗ 9.203Г).
    • ИЖ 6.114-026-01 – по оснащению аналог ИЖ 6.113-026-01, но с боковым прицепом
      • ИЖ 6.114Т-026-01 – тот же ИЖ 6.114-026-01 в варианте «Турист» (увеличенные грунтозацепы и запаска)

Ключевые этапы модернизации

  • c 1988 года «Юпитер-5-02» – ящики, крылья, бензобак, приборный щиток и сидение унифицированы с моделью «Планета-5»;
  • с 1993 года «Юпитер-5-03» – установка двигателя с жидкостной системой охлаждения (ИЖ Ю-5 сб 1-08.10 мощностью 25 л.с.), что улучшило стабильность работы, тягу, расход и уровень шума.

Руководства и каталоги

Достоинства и недостатки

  • Самый главный плюс «пятого Юпитера» сегодня – это низкая стоимость на вторичном рынке. Если поискать, то неплохой экземпляр можно найти за 15-25 тысяч рублей.
  • Запчасти для этого мотоцикла купить тоже несложно – их делают сейчас в Китае. А если тщательно поискать, то можно приобрести и детали советского производства из «старых запасов».
  • Возможность купить ИЖ Юпитер-5 «с коляской» – это тоже достоинство. В деревне такой аппарат пригодится для поездок в лес или на рыбалку.

  • Архаичный двухтактный двигатель.
  • Высокий расход топлива.
  • Низкая надёжность.

Итоговые оценки и отзывы

ИЖ Юпитер-5 устарел ещё в момент своего появления – в 1985 году. Но в Советском Союзе этот мотоцикл ценили, хотя очередей за ним в торговых точках никогда не наблюдалось (в отличии от байков марки Jawa).

дизайн и эргономика
ходовые качества
обслуживание и ремонт
качество и надёжность

Байк для тех, кто хочет научиться самостоятельно разбираться в технике. После опыта владения «Юпитером», можно без проблем обслуживать своими руками любой японский мотоцикл.

Народный рейтинг: 2.39 ( 5 голосов)

Star'ый Motoрист

Классику уважаю, путешествовать обожаю, по уму провожаю...

В тему

5 Комментариев

  1. Устаревшая тарахтелка, но как же этот звук возвращает в деревенскую юность!

  2. Это классика. Он совсем не для гонок, он создан для комфортной езды на 90-70 км/ч.

  3. Когда раньше у меня спрашивали «чем Планета отличается от Юпитера?» — я отвечал «Планету ещё невидно, но уже слышно, а Юпитер уже видно, но ещё не слышно (если глушители хорошо протянуты)». А вообще — звук у Юпитера балдёжный, но вот беда у этих мотов с цилиндрами.

    Кстати, я на своем 110 км/ч максимум что выжимал (5500 оборотов) — очень не комфортно.

  4. В отличие от Планеты, которая пиналась кикстартером, я свой ИЖ Юпитер-5 заводил рукой. Любая техника нуждается в уходе – если это делать – она никогда не подведёт.

  5. Самый лучший из советских мотоциклов – это ИЖ Юпитер-5. Главное отрегулировать зажигание, тогда он будет заводиться без проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»