Самый популярный и массовый мотоцикл в серии ижевских «Юпитеров» – это модель пятого поколения (серийно выпускалась с 1985 по 2007 годы).
Планировалось, что в начале 1990-х эта модель должна была быть модернизирована (предполагалось, что мотоцикл получит четырёхтактный современный двигатель), но развал Советского Союза помешал это сделать – поэтому ИЖ Юпитер-5 выпускался с минимальными изменениями вплоть до 2007 года.
Внешне этот байк выглядит похожим на ИЖ Юпитер-4, но более облегчённый и современный. Кто-то считает, что такой дизайн устарел ещё в 1970-х годах, но для многих именно так должен выглядеть универсально-дорожный мотоцикл.
Реальный расход топлива составляет ≈7±1 литров на 100 км (в зависимости от режима движения, наличия прицепа-коляски и качества дорожного покрытия).
По ходовой части мотоцикл практически не изменился (по сравнению с четвёртой моделью) – та же стальная рама, телескопическая вилка, барабанные тормоза на всех колёсах.
Электрика у ИЖ Юпитер-5 уже не такая проблемная, как на четвёртой модели – это отмечают все владельцы таких мотоциклов.
Технические характеристики
- Двигатель – двухтактный двухцилиндровый:
- Ø цилиндра – 62 мм
- ход поршня – 57,6 мм
- степень сжатия – 9,3
- рабочий объём – 347,6 см³
- максимальная мощность – 24 л.с. или 17,6 кВт
- смазочная система – совместно с топливом
- система зажигания – электрическая
- система питания – карбюратор (К-62Д, К-65Д, К-68Д или чехословацкий Jikov-2928СЕ)
- топливо – бензин с октановым числом не менее 76 (А-76, АИ-93)
- воздухоочиститель – контактно-масляный
- охлаждение – воздушное (жидкостное для поздних моделей)
- Трансмиссия:
- передача от двигателя на сцепление – двухрядной втулочной цепью
- сцепление – многодисковое в масляной ванне
- коробка передач – четырёхступенчатая (переключение ножным рычагом с полуавтоматическим и ручным выжимом сцепления) с передаточными отношениями:
- 1-я передача – 3,17
- 2-передача – 1,81
- 3-я передача – 1,26
- 4-я передача – 1,0
- передача на заднее колесо – цепью однорядной приводной роликовой
- передаточное отношение главной передачи – 2,21 (ИЖ-6.113)
- Максимальная скорость – 125 км/ч
- Длина тормозного пути:
- с барабанным тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,5 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 22 метра
- с дисковым тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,0 метров
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 20 метров
- с барабанным тормозом:
- Контрольный расход топлива (для ИЖ-6.113) – 5,9 литров на 100 км пути
- Рама – трубчатая, сварная, одинарная
- Подвеска:
- переднего колеса – телескопического типа с пружинно-гидравлическими амортизаторами с пневматическим регулированием (ход 200 мм) или без пневморегулирования (ход 160 мм)
- заднего колеса – рычажная с пружинно-гидравлическими амортизаторами (ход 85 мм)
- Габаритные размеры (без полуобтекателя, багажника, дуг безопасности и зеркала):
- длина – 2 170 мм
- ширина – 810 мм
- высота – 1 170 мм
- колёсная база – 1 450 мм
- Дорожный просвет (при полной нагрузке) – 135 мм
- Сухая масса – 160 кг
- Максимальная нагрузка – 170 кг (в т. ч нагрузка на багажник 20 кг)
- Размер шин:
- стандарт – 3,50×18″ (90-459)
- переднее колесо на мотоциклах 6.113-015-01, 6.113-025-01, 6.113Л-015-01 – 3,25×19″ (82-484)
- Тормоза:
- задний – однокулачковый барабанного типа с тяговым механическим приводом
- передний – однодисковый однопоршневой с гидравлическим приводом или двухкулачковый барабанного типа с тросовым механическим приводом
Отличия варината «с коляской»
- Передаточное отношение главной передачи – 2,63
- Максимальная скорость – 95 км/ч
- Длина тормозного пути:
- с барабанным тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 7,2 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 25 метров
- с дисковым тормозом:
- с 30 км/ч до 0 км/ч – 6,8 метра
- с 60 км/ч до 0 км/ч – 24 метра
- с барабанным тормозом:
- Контрольный расход топлива (для ИЖ-6.114) – 7,1 литров на 100 км пути
- Габаритные размеры (без навесного):
- длина – 2 200 мм
- ширина – 1 700 мм
- высота – 1 300 мм
- Дорожный просвет (при полной нагрузке) – 125 мм
- Сухая масса – 255 кг
- Максимальная нагрузка – 255 кг (в т. ч, в боковом прицепе – 30 кг)
- Размер запасного колеса (для 6.114Т) – 3,75×18″ (90-459)
- Тормоз колеса бокового прицепа – однокулачковый барабанного типа с механическим приводом
Основные модификации
- ИЖ 6.113-010-01 – базовая модель без бокового прицепа (телескопическая вилка, двухкулачковый тормоз барабанного типа, спицованные колеса)
- ИЖ 6.113Л-010-01 – модификация «Люкс» (дополнительно оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
- ИЖ 6.113-012-01 – вариант с карбюратором Jikov-2928СЕ
- ИЖ 6.113-014-01 – вариант с литыми колёсными дисками
- ИЖ 6.113-015-01 – модификация с дисковым тормозом переднего колеса (с гидравлическим приводом), передней подвеской телескопического типа с увеличенным ходом и пневморегулированием и литыми колесными дисками
- ИЖ 6.113Л-015-01 – модификация «Люкс» (дополнительно к ИЖ 6.113-015-01 оборудована полуобтекателем, коленными щитками и багажником)
- ИЖ 6.113-016-01 – вариант исполнения с дисковым тормозом переднего колеса (гидравлический привод), передней подвеской телескопического типа (увеличенный ход и пневморегулирование), со спицованными колёсами (одного размера, но невзаимозаменяемыми).
- ИЖ 6.113-020-01 – применение карбюратора К-65Д
- ИЖ 6.113-025-01 – вариант с карбюратором К-65Д + дисковый тормоз переднего колеса с гидравлическим приводом, передняя подвеска телескопического типа с увеличенным ходом и пневматическим регулированием, литые колёсные диски (разного размера)
- ИЖ 6.113-026-01 – вариант оснащения аналогичный ИЖ 6.113-025-01, но со спицованными колёсными дисками одного размера (невзаимозаменяемыми)
- ИЖ 6.113-026-03 – вариант с карбюратором К-65Д, передней гидропневматической вилкой и дисковым тормозом
- ИЖ 6.114-010-01 – вариант базовой модели с боковым прицепом (Юпитер-5К)
- ИЖ 6.114Т-010-01 – модификация «Турист» с боковым прицепом (дополнительно укомплектована запасным колесом с шиной, имеющей увеличенные грунтозацепы)
- ИЖ 6.114-012-01 – применение карбюратора Jikov-2928СЕ в варианте с боковым прицепом
- ИЖ 6.114-016-01 – вариант ИЖ 6.113-016-01, но с боковым прицепом
- ИЖ 6.114Т-016-01 – модификация «Турист» варианта ИЖ 6.114-016-01 (шины с увеличенным грунтозацепом + запасное колесо).
- ИЖ 6.114-020-01 – вариант с «коляской» и карбюратором К-65Д
- ИЖ 6.114Т-020-01 – модификация «Турист» с карбюратором К-65Д (увеличенные грунтозацепы на шинах и запасное колесо)
- ИЖ 6.114Г-020-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ИЖ 9.204)
- ИЖ 6.114Г-023-01 – вариант с грузовым боковым прицепом (ВМЗ 9.203Г).
- ИЖ 6.114-026-01 – по оснащению аналог ИЖ 6.113-026-01, но с боковым прицепом
- ИЖ 6.114Т-026-01 – тот же ИЖ 6.114-026-01 в варианте «Турист» (увеличенные грунтозацепы и запаска)
Ключевые этапы модернизации
- c 1988 года «Юпитер-5-02» – ящики, крылья, бензобак, приборный щиток и сидение унифицированы с моделью «Планета-5»;
- с 1993 года «Юпитер-5-03» – установка двигателя с жидкостной системой охлаждения (ИЖ Ю-5 сб 1-08.10 мощностью 25 л.с.), что улучшило стабильность работы, тягу, расход и уровень шума.
Руководства и каталоги
Достоинства и недостатки
- Самый главный плюс «пятого Юпитера» сегодня – это низкая стоимость на вторичном рынке. Если поискать, то неплохой экземпляр можно найти за 15-25 тысяч рублей.
- Запчасти для этого мотоцикла купить тоже несложно – их делают сейчас в Китае. А если тщательно поискать, то можно приобрести и детали советского производства из «старых запасов».
- Возможность купить ИЖ Юпитер-5 «с коляской» – это тоже достоинство. В деревне такой аппарат пригодится для поездок в лес или на рыбалку.
- Архаичный двухтактный двигатель.
- Высокий расход топлива.
- Низкая надёжность.
Итоговые оценки и отзывы
ИЖ Юпитер-5 устарел ещё в момент своего появления – в 1985 году. Но в Советском Союзе этот мотоцикл ценили, хотя очередей за ним в торговых точках никогда не наблюдалось (в отличии от байков марки Jawa).
дизайн и эргономика
ходовые качества
обслуживание и ремонт
качество и надёжность
Байк для тех, кто хочет научиться самостоятельно разбираться в технике. После опыта владения «Юпитером», можно без проблем обслуживать своими руками любой японский мотоцикл.
Устаревшая тарахтелка, но как же этот звук возвращает в деревенскую юность!
Это классика. Он совсем не для гонок, он создан для комфортной езды на 90-70 км/ч.
Когда раньше у меня спрашивали «чем Планета отличается от Юпитера?» — я отвечал «Планету ещё невидно, но уже слышно, а Юпитер уже видно, но ещё не слышно (если глушители хорошо протянуты)». А вообще — звук у Юпитера балдёжный, но вот беда у этих мотов с цилиндрами.
Кстати, я на своем 110 км/ч максимум что выжимал (5500 оборотов) — очень не комфортно.
В отличие от Планеты, которая пиналась кикстартером, я свой ИЖ Юпитер-5 заводил рукой. Любая техника нуждается в уходе – если это делать – она никогда не подведёт.
Самый лучший из советских мотоциклов – это ИЖ Юпитер-5. Главное отрегулировать зажигание, тогда он будет заводиться без проблем.