ИЖ Юпитер-1 – это родоначальник линейки двухцилиндровых ижевских мотоциклов. Найти такой экземпляр сейчас сложно – их было выпущено не так много, к тому же существует путаница с названиями (этот мотоцикл известен как ИЖ-58 или просто Юпитер).
Его история началась в середине 1950-х годов – когда возникла необходимость создания универсального мотоцикла среднего класса. Существующий на тот момент ИЖ-56 был отличной и надёжной техникой, но он предназначался больше для сельской местности (для города он был слишком «дискомфортным», а для трассы слишком медленным)… Решение – двухцилиндровый мотор, который позволил бы сделать мотоцикл более скоростным и избавил бы его от излишних вибраций, присущих «одностволке».
В общем – создание этого байка происходило на базе ИЖ-56. Новый мотоцикл унаследовал от одноцилиндрового «предка» высокий уровень унификации. Например, при желании, силовой агрегат можно было заменить – универсальные крепления на раме позволяли это сделать достаточно просто.
Ходовой прототип будущего «Юпитера» появился в 1957 году. Эта модель демонстрировалась на международной выставке в Брюсселе и добилась высоких оценок. Серийное производство планировали начать в 1958 году (откуда и первоначальное название – ИЖ-58)… но в итоге на конвейер модель встала только в 1961 году и серийно производилась в течении 5 лет.
Особенности
Главная особенность первого «Юпитера», уже упомянутый, современный (для того времени) 350-кубовый двигатель с двумя цилиндрами.
Серийный ИЖ-58, хотя и был построен на базе ИЖ-56, но всё же в деталях от него отличается. В целом же его конструкция изначально предусматривала максимальную унификацию с будущими перспективными моделями (как пример, 100% унификация с вышедшим позднее ИЖ Планета, который отличается по сути двигателем и оснащением).
ИЖ-58 Юпитер развивал рекордную (для советского дорожного мотоцикла того времени) максимальную скорость до ≈110 км/ч.
Технические характеристики
- Двигатель – двухцилиндровый с воздушным охлаждением:
- Ход поршня – 58 мм
- Диаметр цилиндра – 61,75 мм
- Рабочий объём – 347 см³
- Степень сжатия – 6,8
- Максимальная мощность – 18 л.с.
- Система смазки – совместная (масло добавляется в топливо)
- Тип карбюратора – К-28Ж
- Максимальная скорость – 110 км/час
- Ёмкость топливного бака – 18 литров
- Расход топлива (по шоссе) ≈4 литра на 100 км (т.е. запас хода 400-450 км)
- Топливо – бензин (с автолом 10-18 в пропорции 25:1)
- Сцепление – многодисковое (в масляной ванне с механизмом автоматического выключения)
- Трансмиссия:
- коробка передач – четырёхступенчатая, двухходовая
- моторная передача – безроликовая двухрядная цепь (передаточное число 2,57)
- передача от коробки на заднее колесо – роликовая цепь (передаточное число 2,33)
- Рама – трубчатая, сварная
- Подвеска:
- передняя – вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами
- задняя – маятниковая пружинная с гидравлическими амортизаторами
- Тормоза – барабанные
- Колёсные диски – легкосъёмные, с тангентнорасположенными прямыми спицами
- Шины – 3,25-19″
- Габаритные размеры:
- длина – 2 115 мм
- ширина – 780 мм
- высота – 1 025 мм
- Клиренс – 135 мм
- Глубина преодолеваемого брода – 300 мм
- Сухой вес – 160 кг
Модификация с коляской
Модификация мотоцикла с боковым прицепом (т.е. коляской) БП-58 (старая от Иж-56К) или БП-62 (новая) получила лаконичное имя ИЖ Юпитер-К.
Подвеска кузова у коляски – пружинная, а колеса – торсионная. Максимальная скорость снизилась до ≈80 км/ч, сухой вес возрос до 255 кг. Ширина «первого Юпитера» с коляской составляет – 1 650 мм, а колея – 1 170 мм.
Плюсы и минусы
Эту модель не стоит покупать для каждодневной эксплуатации… впрочем как и любой другой байк советского производства.
Минусов у «Юпитера» значительно больше:
- Устаревший (на сегодня) двухтактный двигатель
- Сложности с поиском оригинальных запчастей
- Да и найти этот мотоцикл без «колхоза» очень тяжело
Помню этот мотоцикл – у деда такой имелся в деревне. По сравнению с Планетой, да и с ИЖ-56, постоянно какие-то мелкие поломки случались. Но ехал он действительно веселей «одностволки».
Все проблемы ИЖ Юпитер (любой модели) – это от кривых рук их владельцев. Если за техникой ухаживать и потратить несколько вечеров в гараже на доработку заводских косяков – он будет только радовать и, кстати, превосходит Планету.