В 1970 году дебютировала модель третьего поколения серии ИЖ Планета. Мотоцикл был усовершенствован, как внешне, так и технически. Серийное производство новинки началось в 1971 году и продолжалось до 1985 года.
Планета-3 стал лучшим представителем серии, что неоднократно подтверждалось владельцами, сменившими разные (предыдущие и последующие) поколения мотоциклов ИЖ Планета.
Как и все модели этой серии, байк получил одноцилиндровый двухтактный двигатель с воздушным охлаждением. В этот раз его мощность удалось повысить на 20%, а в дальнейшем, с выходом усовершенствованных модификаций «тройки», двигатель ещё несколько раз модернизировали – в итоге его мощность возросла более чем на 45% (относительно модели предыдущего поколения).
В третьем поколении мотоциклы ИЖ Планета впервые получили указатели поворотов (в соответствии с изменившимися правилами дорожного движения).
Технические характеристики
- Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный:
- ход поршня – 85 мм
- ∅ цилиндра – 72,0 мм
- рабочий объём – 346 см³
- степень сжатия – 7,51
- максимальная мощность – 18 л.с. при 5 000-5 600 об/мин
- охлаждение – воздушное (набегающим потоком)
- система смазки – совместная с топливом
- питание – карбюратор (К-36И или К-62И)
- Трансмиссия:
- сцепление – многодисковое, в масляной ванне
- коробка передач – четырехступенчатая, двухходовая
- моторная передача – безроликовая двухрядная цепь (передаточное число – 2,17)
- передача от коробки на заднее колесо – роликовая цепь (передаточное число – 2,47)
- Максимальная скорость – 110 км/час
- Расход топлива (по шоссе) ≈ 5 литров на 100 км
- Топливо – бензин с автолом (25:1)
- Ёмкость топливного бака – 18 литров
- Аккумуляторная батарея – 6 Вольт
- Конструкция:
- рама – трубчатая, сварная
- передняя вилка – пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами
- задняя подвеска – пружинная с гидравлическими амортизаторами
- Тормоза – барабанные с механическим приводом
- Колёса – легкосъёмные, с тангентно расположенными спицами (шины 3.50-18″)
- Габаритные размеры:
- длина – 2 115 мм
- ширина – 780 мм
- высота – 1 025 мм
- Колёсная база – 1 400 мм
- Клиренс – 135 мм
- Глубина преодолеваемого брода – 300 мм
Модернизации
В 1977 году Ижевский машиностроительный завод решил модернизировать ИЖ Планета-3 (модель получила индекс 3-01). Мотоцикл получил массу конструктивных улучшений и самое заметное – мощность двигателя была увеличена с 18 до 20 л.с. (добиться этого удалось за счёт установки усовершенствованного карбюратора). Узнать внешне эту модификацию можно по переднему крылу и рулю «от Планеты Спорт».
С 1981 по 1985 годы выпускалась модификация ИЖ Планета-3-02. Её можно назвать «переходной к четвёртому поколению модели». В третьей ревизии мотоцикл получил переднюю вилку нового образца, обновленное сиденье, рулевые переключатели и хромированные грязевые щитки. По традиции уже, была увеличена мощность двигателя (до 22 л.с.) и этот же двигатель (после «обкатки» на переходной модели) устанавливался на мотоциклы следующего (четвёртого) поколения.
Достоинства и недостатки
В современных условиях двухтактный байк – это, конечно, анахронизм. У него даже нет системы раздельной смазки – масло приходится лить прямо в бак.
Итоговые оценки и отзывы
Мотоцикл ИЖ Планета-3 до сих пор не мало представлен на вторичном рынке РФ. Если поискать, то и в 2022 году вполне можно приобрести экземпляр в хорошем состоянии (стоить он будет около 50 тысяч рублей, хотя «по низу рынка» можно найти модели этого поколения и за 15 тысяч).
конструктивная надёжность
обслуживание и ремонт
ходовые качества
Выдающаяся надёжность «Планеты» третьего поколения в полной мере нивелируется преклонным возрастом модели.
Купил такой мотоцикл недавно — прошлым летом. Я байкер со стажем, имел три мотоцикла в гараже (теперь их уже 4).
ИЖ Планета-3 всегда нравился, наверное, потому, что в юности на таком катался. Езжу на нём периодически в деревенский магазин – медленно и степенно.
Эх, ностальгический аппарат — смотрю на него и вспоминаю как лечу на максималке (ажно переднее колесо чуть отрывается от земли) — рулить опасно и жужжит-вибрирует на пределе так, что аж яйкам щекотно 🙂
У меня вот такой мот (если правильно помню — 70 года, от деда в наследство достался) в гараже пылится и уже лет 10 не запускался — всё некогда 🙁
А так — да, звук двигателя прямо в детство возвращает!
Мотоцикл был хорош для своего времени, но сейчас не актуален. Даже по сравнению с китайским байком на 250 см3 — проигрывает почти во всём, ломается раза в три чаще точно.
Единственный минус «китайца» (в сравнении со старой Планетой) – это «рисовый» металл (он же «пластилин»).