ИЖ Планета

ИЖ Планета-1

одноцилиндровый шестивольтовый раритет

Содержание

ИЖ Планета – это советский дорожный мотоцикл запущенный в производство к 1962 году и продержавшийся на конвейере 4 года. Модель предназначена для дорог любого качества, но в основном использовалась в сельской местности. Заслужила народную любовь за простоту конструкции и относительную надёжность.

История «Планет» начинается во второй половине 1950-х годов с идеи разделить все мотоциклы Ижевского машиностроительного завода на два семейства (тогда как раз разрабатывали новый двухцилиндровый двигатель и модель ИЖ-58 с этим мотором). После выхода двухцилиндрового байка и было решено вместо одноцилиндрового ИЖ-56 выпускать «Планету» (а ИЖ-58, дебютировавший в 1962 году, позднее переименовали в «Юпитер»). Эти два мотоцикла были полностью унифицированы между собой конструктивно и отличались только моторами.

ИЖ Планета-1

ИЖ Планета, по сравнению с 56-ой моделью, стал более ресурсным и надёжным. Гарантия увеличилась на 2 000 км (в основном за счёт модернизации цилиндро-поршневой группы).

Мотоцикл получил бензобак новой формы, штампованно-сварные крылья, глушители другого типа. Вся электрика тут рассчитана на напряжение в 6 вольт.

Первая «Планета» получила простой одноцилиндровый двигатель с рабочим объёмом 346 см³ с «чёртовой дюжиной лошадей». Мотор двухтактный, в качестве топлива потребляющий бензиново-масляную смесь.

Технические характеристики

  • Двигатель – двухтактный одноцилиндровый
    • максимальная мощность – 13 л. с. при 4 200 об/мин
    • рабочий объём – 346 см³
    • ∅ цилиндра – 72 мм
    • ход поршня – 85 мм
    • материал блока цилиндров и ГБЦ – алюминий
    • степень сжатия – 6,8
    • охлаждение – воздушное
  • Система питания:
    • рекомендованное топливо – А-66 смешанное с моторным маслом
    • система питания – карбюратор К-28Д
    • ёмкость бака – 14 литров
    • расход топлива (при 60 км/ч) – 3,7 литра на 100 км
  • Сцепление – многодисковое, в масляной ванне
  • КПП – механическая 4-ступенсчатая
  • Привод на заднее колесо – цепь
  • Колёса:
    • передняя шина – 3,25-19″
    • задняя шина – 3,25-19″
  • Габаритные размеры:
    • длина – 2 115 мм
    • ширина – 780 мм
    • высота – 1 025 мм
  • Колёсная база – 1 400 мм
  • Дорожный просвет – 135 мм
  • Максимальная нагрузка – 200 кг
  • Максимальная скорость – 90 км/ч

Достоинства и недостатки

Для своего времени мотоцикл был замечательным, поэтому тогда «недостатков у него не было». По сравнению с «Юпитером» (ИЖ-58), «Планета» была куда надёжнее и проще в обслуживании.

Мотоцикл долгое время мог обходиться без ухода, за что его в сельской местности особенно любили.

Из недостатков стоит отметить тугой кикстартер, который мог серьёзно повредить стопу, если не успеть её убрать при заводке.
В современных реалиях минусом является возраст модели и проблемы с поиском запчастей. К сожалению, в сельской местности с этим не заморачивались и ремонтировали свои мотоциклы тем, что могли достать. Из-за этого большинство экземпляров первого поколения представляют собой «сборную солянку» из деталей от «Планет» разных поколений.

Покупка мотоцикла ИЖ Планета-1 сейчас – это уже вложение денег в антиквариат. Таких байков в продаже мало, особенно в оригинальном состоянии. Но не стоит пытаться восстановить модель, найденную в полуразобранном виде – это слишком дорого и затратно по времени.

Star'ый Motoрист

Классику уважаю, путешествовать обожаю, по уму провожаю...

6 отзывов и мнений

  1. Редкий сейчас мотоцикл, но я его хорошо помню. Дед такой купил в середине 1960-х годов, новенький, из магазина. Эх, как он мне тогда нравился! Да только я совсем мелкий был – 12 лет. До 16 лет мне дед его не давал, хотя я просился. Был мопед «газовичок» у меня. А в середине 1970-х дед взял себе ИЖ Планету-3, а мне свой старый отдал.

    1. На фото — цилиндр-головка-крышка, не соответствует модели из П1 — он же ИЖ-П56, далее, отсутствует защита карба, и, более того, никаких поворотников, штатно, на эти модели, не ставилось, не вводите детей, в заблуждение, повороты включались рукой — влево вытянутая левая, либо, вверх поднятая согнутая правая! Аналогично, с правой стороной! 🙂

      Батяня, а, вернее, его мама, брали этот мот новым, в 62-м, после армии, папа 38г был, царствие…., так вот, по рассказам папы, его мама (моя бабушка) ходила по близ лежащим деревням, собирала 600 яиц, на сдачу, чтобы получить мот, стоит до сих пор в гараже, к сожалению, в конце 80-х — начало 90х, я поиздевался над ним, очень сожалею…

  2. Я такой в 1990-х приобрёл с рук за 100 долларов, как сейчас помню. Взял у какого-то мужика-алкаша, но с документами был. Возил он меня верой и правдой три года, пока кто-то не украл. До сих пор вспоминаю с ностальгией…

    1. Здравствуйте! А не подскажите где детали брали? Может контакты остались? У меня тоже в гараже стоит Планета 1 1964 🙂 Хочу восстановить дедушку.

      1. Приветствую! Могу продать защиту карбюратора на Пл-1, если интересно. В ВК найдёте меня.

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Кнопка «Наверх»