ИЖ

ИЖ-350

немец обрусевший на ИЖМАШе

Содержание

ИЖ-350 – копия локализованная реплика немецкого дорожного мотоцикла среднего класса DKW NZ-350 и, по стечению обстоятельств, первый массовый байк ИЖМАШа. Этот двухколёсный транспорт ориентирован на езду по дорогам с различным покрытием, как в одиночку, так и с дополнительным пассажиром.

ИЖ-350

Конечно в Ижевске собирали мотоциклы и до этого – так в конце 1920-х это было штучное производство машин для мотопробегов и госструктур, размещённое в «подсобках» оружейного завода… которое уже к середине 1930-х эволюционировало до самостоятельного предприятия с собственными производственными мощностями… в конце 1930-х новоиспечённый ижевский мотозавод в целом был готов приступить к серийному производству «народных» мотоциклов (запуск которого был намечен на лето 1941 года), но началась война и все производственные мощности были переориентированы на оборону страны.

Первые серийные ИЖ’ы

Сразу после окончания ВОВ, Ижевский машиностроительный завод, в числе прочих «гражданских направлений», решает возобновить производство мотоциклов… и пока ижевские инженеры разбирали довоенные чертежи и вспоминали как делать мотоциклы, в город в опломбированном вагоне прибыл трофейный немецкий мотоцикл DKW NZ-350 к которому, на правах репарации, прилагалось оборудование, документация и даже группа немецких инженеров.

Немецкий байк оказался перспективнее (он был прост и надёжен), в сравнении с довоенными ижевскими машинами – потому было решено запускать в серийное производство именно его. Потребовалось около года для полной локализации производства и адаптации к суровым условиям эксплуатации. В результате получилась «сборная солянка» из разных версий DKW NZ-350: картер, к примеру, был из алюминиевого сплава (как у ранних моделей) и установлены грязевые щитки (которые имелись только у поздних модификаций), а электрооборудование и приборы были заменены на отечественные аналоги… но в целом конструкция осталась практически идентичной оригиналу.

ИЖ-350

Мотоцикл был назван ИЖ-350 и его серийное производство велось с 1946 по 1951 год (за эти пять лет было выпущено более 127 тысяч машин), после чего ему на смену пришел ИЖ-49.

Конструктивные особенности

На мотоцикле ИЖ-350  применён карбюраторный одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой. Коленвал тут прессованно-сборный, а картер блочного типа. В передней части размещена кривошипная камера, а позади неё КПП. Педаль переключения передач и кикстартер расположены с левой стороны картера КПП.

Переднее колесо (с тормозом), приводной редуктор спидометра и грязевой щиток – крепятся к подвижной части вилки параллелограмного типа (на которой закреплена фара с вмонтированным в неё спидометром). Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны (при этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении).

С правой стороны бензобака размещён дублирующий рычаг селектора КПП (для ручного переключения). При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.

Относительно низкая (для того времени) неподрессоренная масса и мало изменяющийся вылет – обеспечили мотоциклу хорошую управляемость и устойчивость на дороге. Но заднее колесо тут неподрессорено, а закреплено прямо на раме.

Технические характеристики

  • Двигатель – одноцилиндровый двухтактный:
    • ход поршня – 85 мм
    • ∅ цилиндра – 72 мм
    • рабочий объём – 346 см³
    • степень сжатия – 5,8
    • максимальная мощность – 11,5 л.с. при 4 000 об/мин
    • охлаждение – воздушное
    • система смазки – совместная с топливом
    • система питания – карбюратор (К-40)
  • Сцепление – многодисковое, в масляной ванне
  • Моторная передача – безроликовая цепь (2,17)
  • Коробка передач – четырёхступенчатая, двухходовая
  • Передача на заднее колесо – роликовая цепь (2,33)
  • Максимальная скорость – 90 км/час
  • Ёмкость топливного бака – 15 литров
  • Расход топлива (шоссе) ≈ 4,5 литра на 100 км
  • Топливо – бензин с автолом 10-18 (25 к 1)
  • Рама – штампованная, сварная
  • Подвеска:
    • передняя – вилка пружинная параллелограмного типа
    • задняя – отсутствует
  • Тормоза – колодочные
  • Колёса – легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами (шины 3,25-19″)
  • Размеры:
    • длина – 2 110 мм
    • ширина – 710 мм
    • высота – 935 мм
  • Клиренс – 120 мм
  • Преодолеваемый брод – 300 мм
  • Сухой вес (с задним седлом) – 150 кг

Основные модификации

Советская мотопромышленность середины ХХ века имела традицию создания спортивных модификаций на базе обычных дорожных мотоциклов – таким образом достигались две цели: развитие мотоспорта и «обкатка» новых инженерных решений (для принятия взвешенного решения о перспективах их применения в серийной продукции следующих поколений).

Так в 1948 году был изготовлен ИЖ-350С, оснащенный телескопической передней вилкой (на замену архаичной параллелограммной), а заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель этого мотоцикла имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой (что позволило увеличить мощность почти на 22%).

К 1950 году было организовано мелкосерийное производство ИЖ-50 (усовершенствованная модель кроссового мотоцикла).

Артём Артемьев

Техника – это моё, технологии – про меня. Интересуюсь всем, что колёсами движет и выхлопом дышит... ну или от батареек пашет :)

В тему

Одно Сообщение

  1. У моего отца был такой мотоцикл! Помню как в 1957 году он меня прокатил на нём в дождь по степи! Посадил на бак и поехали — как мне тогда было страшно и захватывающе! Никогда это не забуду все те эмоции, хотя мне уже и 70 лет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Рекомендуем
Закрыть
Кнопка «Наверх»