ИЖ Планета

ИЖ Планета-4

уже не третий, но ещё не пятый

Содержание

Четвёртое поколение ИЖ’евской «Планеты» родилось из «переходных» ревизий модели третьего поколения и, по сути, унаследовало их «изменчивый дух» – став объектом внедрения многих новшеств и очень скоропостижно сменилось на модель пятого поколения. Мотоцикл выпускался с 1983 по 1987 года и именно поэтому не получил широкого распространения (хотя модель получилась достаточно удачной).

ИЖ Планета-4

Особенности «четвёртой Планеты»

Из серьёзных изменений по технической части, первым нужно отметить переход этой модели на двенадцативольтовое электрооборудование. Это позволило разобраться с главной проблемой мотоциклов ИЖ (присущей не только серии «Планета», но и «Юпитер») – тусклый свет. В 1980-х годах этот вопрос пришлось решать в срочном порядке – т.к. интенсивность движения на дорогах резко возросла.

Если говорить о внешних изменениях, то это:

  • контрольные приборы на ИЖ Планета-4 расположили отдельным блоком,
  • бензобак обрёл новую форму,
  • появились штатные дуги безопасности,
  • установлен стоп-сигнал (включающийся при нажатии на рычаг ручного и лапку ножного тормоза).
Двигатель у мотоцикла остался всё тем же одноцилиндровым двухтактным, но предельную мощность в этот раз уменьшили на не малые 10% – в угоду подъёма тяги «на низах».

Сделано это было после анализа отзывов владельцев модели Планета-3-02, которая, как оказалось, обладая наилучшими скоростными показателями на трассе, сильно растеряла тягу на низких оборотах. А так как мотоцикл эксплуатировался преимущественно в сельской местности – это вызывало заметный дискомфорт. К тому же низкая тяга «на низах» провоцировала «перегазовку» и, как следствие, перегрев цилиндра во время езды по бездорожью.

Мотоциклы четвёртого поколения, традиционно, выпускались и с колясками – такая модификация называлась Планета-4К (букву «К» прибавляли к имени всех моделей мотоциклов ИЖ укомплектованных боковым прицепом).

Технические характеристики

  • Двигатель – двухтактный, одноцилиндровый:
    • рабочий объем – 346 см³
    • степень сжатия – 7,8 — 8,2
    • предельная мощность – 20 л.с. (15 кВт) при 4600 — 6000 об/мин
    • система питания – карбюратор (К62И)
    • топливо – бензин А-76.
    • воздухоочиститель – контактно-масляный
  • Трансмиссия:
    • сцепление – многодисковое, в масляной ванне
    • коробка передач – четырехступенчатая (3,17; 1,81; 1,26; 1,1)
    • передаточное число цепной передачи:
      • передней – 2,17
      • задней – 2,33
  • Ходовая часть:
    • рама – трубчатая, сварная
    • передняя вилка – телескопическая
    • задняя подвеска – маятниковая
    • амортизаторы – гидравлические
  • Размеры:
    • длина – 2 170 мм
    • ширина – 810 мм
    • высота – 1 170 мм
    • колёсная база – 1 460 мм
  • Размер шин (переднего и заднего колес) – 3,60/18
  • Сухая масса – 168 кг
  • Максимальная скорость – 120 км/ч
  • Тормозной путь (со скорости 60 км/ч) – 23 метров
  • Контрольный расход топлива (при скорости движения 60 км/ч) – 6,6 литров на 100 км

Отличия варианта «с коляской»

  • Передаточное число задней цепной передачи – 2,63
  • Размеры:
    • длина – 2 200 мм
    • ширина – 1 700 мм
    • высота – 1 300 мм
  • Сухая масса – 263 кг
  • Максимальная скорость – 80 км/ч
  • Тормозной путь (со скорости 60 км/ч) – 26 метров
  • Контрольный расход топлива (при скорости движения 60 км/ч) – 7,2 литров на 100 км

Достоинства и недостатки

Модель выглядит более современно, чем её предшественники. Это можно было бы назвать революцией в дизайне, но для середины 1980-х годов, в глобальном смысла, внешность этого мотоцикла уже устарела.

По сравнению с Юпитером, ИЖ Планета-4 отличается простотой конструкции и более проскоблен для плохих дорог. Для трассы этот мотоцикл не очень подходит – после достижения скорости в 100 км/ч начинается сильная вибрация.

Покупка ИЖ Планета-4 в настоящее время – это плохая идея. Мотоцикл достаточно редкий, так как выпускался всего четыре года. Запчасти именно для этой модификации найти сложно, но зато туда подходят детали от ИЖ Планета-5. Проблема в том, что после такой «модернизации» мотоцикл теряет идентичность.

ИЖ Планета-4 стал предвестником новой модели, по крайней мере, внешне. Многие были уверены, что следующее поколение получит четырёхтактный мотор… но это уже другая история.

Star'ый Motoрист

Классику уважаю, путешествовать обожаю, по уму провожаю...

В тему

3 Комментариев

  1. Купил ИЖ Планету-4 по случаю у какой-то тётки в деревне. Мотоцикл стоял в сарае у неё без движения лет 20, не меньше. Не помню уже, за сколько покупал, но однозначно недорого. Ещё и запчастей кучу получил – два дня их тягал на тачке к себе.

    В итоге удалось перебрать мотоцикл полностью, из затрат – только грунт и краска.

  2. Нормальный мотоцикл, хотя конструктивно хуже, чем Планета-5, но качество сборки однозначно выше. У меня есть два таких байка в деревне – «четвёрка» ломается реже. Ну а так — согласен, что покупать старые советские двухтактники никому сейчас не советую – они устарели однозначно. Расход высокий, дымят, шумные… Говорю это не просто так – у меня есть китайский и японский байки. Даже модель из Поднебесной качественней, хотя металл там мягче.

  3. Я искал именно ИЖ Планету-4 – у отца когда-то была такая модель. Да, согласен, что по сравнению с более современными байками ИЖ устарел, но только он способен вызывать ощущения возврата в юность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»