Буран РМЗ-640 – это самый первый и даже, какое-то время, единственный советский снегоход. Именно эти «мотосани» позволили жителям Крайнего Севера стать мобильными и независимыми от традиционных собачьих и оленьих упряжек.
Не смотря на то, что этот аппарат был «с нуля» был разработан в СССР, огромный вклад в его создание принадлежит канадцам – т.к. именно канадские машины, мягко говоря, «вдохновляли» советских инженеров в процессе разработки… но, обо всём по порядку.
История появления
В Советском Союзе, в тоже время, было решено использовать совершенно другой тип спецтехники – аэросани. Первой такой серийной машиной стали НКЛ-16 (основной задачей этих аппаратов была доставка срочных грузов и почты)… и после окончания Великой Отечественной Войны в СССР продолжали использовать аэросани разных моделей, но они никогда не были доступны, да и не продавались в частные руки.
Только в конце 1960-х годов советское руководство признало потребность в индивидуальном мототранспорте для жителей северных регионов… и вот тут, как говорится, возник спрос – удовлетворить его вызвалась канадская компания Bombardier, представители которой в начале 1970-х привезли на выставку в Москву шесть своих снегоходов Ski-Doo. Но советские «пионеры ни когда не искали лёгких путей» – представители СССР выкупили три аппарата, но не для «тест-драйва», а чтобы скопировать их и наладить производство на Рыбинском моторном заводе… пропустим нюансы реверс-инжиниринга… так уже в марте 1971 года был построен первый опытный советский снегоход по имени «Буран».
Только вот, советские инженеры постарались максимально упростить машину и локализовать производство… вплоть до того, что в качестве силового агрегата предполагалось использовать двухтактный двигатель от мотоцикла ИЖ-Юпитер, но рабочего объёма в 350 см³ и 18 л.с. мощности для тяжёлого снегохода категорически не хватало. К тому же канадские мотосани предполагали наличие заднего хода и вариаторной трансмиссии, которой у ИЖ никогда не было.
Поэтому рыбинскому моторному заводу пришлось налаживать собственное производство «аналога» австрийского мотора Rotax, что и было реализовано к 1972 году.
Особенности модели
В результате советский вариант мотосаней стал оснащаться двухтактным двухцилиндровым мотором с рабочим объёмом 635 см³ и мощностью 27 л.с. (в то время как оригинальный австрийский двигатель развивал под 40 л.с.). Всё дело в том, что инженеры СССР намеренно его дефорсировали с целью адаптации к работе на низкооктановом бензине и увеличения тяги на низах.
Примечательно, что не смотря на всю свою «аскетичность», советский «покоритель снежной целины» ни когда не был дешевым – в своё время его продавали за 2 500 рублей (это была добрая половина стоимости нового автомобиля). Да и сегодня, на вторичном рынке б/у снегоход РМЗ-640 предлагается примерно за 80 000 рублей, что для столь архаичной техники не так уж и мало (за меньшие деньги можно купить отечественный автомобиль, который будет «моложе» этого «Бурана»).
Технические характеристики
- Двигатель – двухтактный двухцилиндровый:
- рабочий объём – 635 см³
- мощность – 27 л.с. при 5000-5500 об/мин
- система питания – карбюраторная
- система запуска – вручную или электростартер
- Максимальная скорость ≈55 км/ч
- Размеры:
- длина ≈2.7 метра
- ширина ≈0.9 метр
- Радиус разворота ≈6 метров
- Количество пассажирских мест – 2
- Сухой вес ≈260 кг
- Грузоподъёмность ≈250 кг
Достоинства и недостатки
- Основное достоинство этой машины заключалось в её уникальности. Другой такой техники в СССР просто не продавалось. Советские умельцы, конечно, мастерили самодельные аэросани, но они были маломощные и предназначались скорее для развлекательной езды.
- Благодаря короткой базе и схеме «две гусеницы и одна лыжа», этот аппарат получил высокую проходимость даже в сложных условиях.
- По документам РМЗ-640 способен тянуть 250 кг груза, но по факту, он справлялся и с большими нагрузками.
- Благодаря наличию только одной лыжи, он без проблем эксплуатируется в редколесье.
- Простота конструкции позволяет чинить машину в условиях «гаражной мастерской». Подобную технику можно даже «в поле» отремонтировать, но мало кто способен заниматься ремонтом на морозе.
Не смотря на массу плюсов, минусов у первого него тоже хватало…
- Во-первых, ломался он часто (хорошо, что ремонтировался легко 🙂 ).
- На низкий уровень комфорта в СССР никто не жаловался, но (по сравнению с современными «Буранами») у РМЗ-640 его просто не было.
- Архаичные подвески и катковая конструкция в которые постоянно забивался снег.
- Неоправданно большой (для выдаваемой мощности) расход топлива (≈25 литров на 100 км пробега).
- Двигатель часто перегревался под высокой нагрузкой (а если этот момент упустить, то мотор клинило).
- …
Тогда был тяжёлый период для всей отечественной промышленности, но рыбинские машины отличались особенно низким качеством сборки и материалов. В то время купить хороший снегоход было крайне сложно. Всё зависело от везения – мог попасться экземпляр, способный проехать 10 000 км без серьёзных поломок, а были и такие, которые после первых 100 км начинали «сыпаться».
Итоговые оценки и отзывы
Советские РМЗ-640 до сих пор используются на севере России. Благодаря тому, что предприятие Русская Механика работает, приобрести запчасти к этой технике не составляет труда – почти всё подходит от современной модели Бурана А.
качество и надёжность
обслуживание и ремонт
дизайн и эргономика
ходовые качества
Крепкий и выносливый в конструктивном плане, но ненадёжный в эксплуатационном. Прост в ремонте, а запчасти дешевы и доступны.
В советское время он был легендой! А сколько он людей на севере спас! Не даром же все снегоходы там до сих пор называют Буранами! (по тому же принципу как все копиры ксероксами одно время называли)
Есть у меня старый-добрый рыбинский снаряд и современный Бомбардир. Жена постоянно ноет, мол продай кому старика, чего он место зря занимает? А я не хочу его никому отдавать – мало ли что, он не подведёт, тем более, что запчастей ещё от отца осталось уйма! И вот этой зимой оказалось, что я был прав! Влетел на канадце в дерево, пока запчасти привезли да починился – больше месяца прошло! Если бы не советский старожил, пришлось бы реально на оленях ездить!
Хороший аппарат для своего времени, но сейчас безнадёжно устарел. С удовольствием поменял бы его на что-то более современное, но современные РМы и Стелсы не хочу, а на нормальные зарубежные пока средств не хватает… 🙁