Планета Спорт – это лучший серийный мотоцикл, созданный в Советском Союзе. Несмотря на некоторые недоработки конструкции, он значительно превосходил популярную чешскую Jawa во всём… кроме надёжности. Этот мотоцикл ИЖ выпускался 11 лет – с 1973 по 1984 годы, после чего был снят с производства (не смотря на то, что по-прежнему был современнее любого серийного мотоцикла стран СЭВ).
В качестве образца для подражания были выбраны японские мотоциклы схожей кубатуры. Даже внешне он имеет много общего с Kawasaki A1 Samurai и Suzuki T250 Super Six.
Мотоцикл разрабатывался с прицелом на экспорт, а в СССР предполагалось продавать эту модель «по остаточному принципу», что изначально очень печалило любителей такой техники.
Особенности «ИЖевского ПС’а»
Как бы то ни было, это первый советский байк, который стал конкурентоспособен не только в отношении Jawa и CZ из Чехословакии, но и японским аналогам. Мотоцикл получился лёгким и быстрым.
Максимальная скорость байка по документам заявлена на 140 км/ч, но в реальности многие разгоняли его до 160 (дополнительно оснастив аэродинамическим обвесом). До сотни «спортивный» ИЖ ускорялся за, впечатляющие на то время, 11 секунд.
Хотя двигатель и коробка передач мотоцикла разрабатывались в СССР, часть узлов была зарубежного производства и закупались они за валюту. Например, карбюратор японской фирмы Mikuni, оптика HELLA, спидометр Veglia Borletti.
Двухтактный двигатель ИЖа развивал более 30 л.с., что приводило советских мотоциклистов в восторг. Считается, что последующее уменьшение мощности связано с заменой японского карбюратора на отечественный, но на самом деле, проблема была в недостаточном ресурсе мотора. После дефорсирования «Спорт» мог проехать по 50-60 тысяч километров до капиталки – это рекорд для советских байков такого объёма.
Рама Планеты Спорт явно не соответствовала техническим характеристикам – в духе времени, она была простой трубчатой. Подвески этого мотоцикла ИЖ отличались жёсткостью… Всё это сказывалось на комфорте водителя в сельской местности и на сроке службы – не самым лучшим образом.
Технические характеристики
модель 1975 года
Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .
- Двигатель – двухтактный одноцилиндровый, с трёхканальной продувкой (по кол-ву выходных перепускных окон, пятиканальной):
- число цилиндров – 1
- ∅ цилиндра – 76 мм
- ход поршня – 75 мм
- рабочий объём – 340 см³
- степень сжатия – от 10-10,5 до 8,7-9,2 (можно регулировать прокладкой под головкой цилиндра)
- номинальная мощность – 32 л.с. при 5 600-6 700 об/мин
- Система смазки – совместная с топливом, или (для экспортных) раздельная
- масло – МС-20 или МГД-14М
- Система охлаждения – потоком встречного воздуха
- Система питания:
- воздушный фильтр – сухой, с бумажным элементом
- карбюратор – «Микуни» (К-62М)
- топливо – бензин АИ-93
- Трансмиссия:
- моторная передача – косозубыми шестернями (2,18)
- сцепление – многодисковое в масляной ванне
- коробка передач – четырёхступенчатая, с ножным переключением (3,17-1,81-1,26-1,0)
- задняя передача – открытая, втулочно-роликовой цепью (2,47)
- Рама – трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
- Подвеска:
- передняя – бесштоковая телескопическая вилка (ход не менее 150 мм)
- задняя – маятниковая (ход не менее 95 мм)
- Размеры шин:
- переднего колеса – 3,00-19″, модель Л-170
- заднего колеса – 3,50-18″, модель К-74
- Диаметр тормозного барабана:
- переднего – 190 мм
- заднего – 170 мм
- Колёсная база – 1 390 мм
- Габаритные размеры:
- длина – 2 070 мм
- ширина – 790 мм
- высота – 1 150 мм
- Дорожный просвет – 135 мм
- Сухая масса – 135 кг
- Максимальная скорость – 140 км/ч
- Разгон до 100 км/ч – 11 секунд
- Расход топлива (при скорости 50-60 км/ч) – 3,5 л на 100 км пути
- Тормозной путь:
- со скорости 60 км/ч – 16 метров
- со скорости 30 км/ч – 7 метров
- Заправочные ёмкости:
- топливный бак – 14 литров
- масляный бак – 1,5 литров
изменения для модели 1983 года
- Мощность двигателя – 28 л.с. при 5 940 ± 5% об/мин
- Ход передней подвески не менее 160 мм
- Ход задней подвески не менее 105 мм
- Колёсная база – 1 440 мм
- Длина мотоцикла – 2 150 мм
- Ширина мотоцикла – 810 мм
- Сухая масса – 155 кг
- Максимальная скорость – 135 км/час
- Расход топлива в городском цикле ≈ 7 л на 100 км пути
- Тормозной путь (от 60 км/ч до 0) – 18 метров
Модификации
Планета Спорт выпускался только в одной основной версии, хотя байки разных годов серьёзно отличались друг от друга.
Кроме того, на шасси этого мотоцикла собирали две модели ИЖ для мотокросса, которые распределялись по специализированным секциям (это К-15 и М-15 для ралли).
На Ижевском машиностроительном заводе действительно велись работы над 500-кубовым мотоциклом, но это была не Планета, а опытный Юпитер 500, который так и не стал серийным.
Хронология изменений
Потом байк начали постепенно ухудшать упрощать и импортозамещать, но самой главной потерей стал отказ от системы раздельной смазки (которая и так ставилась на редкие партии), а так же замена японского карбюратора на отечественный агрегат.
- В 1975 году мотоцикл получил удлинённую переднюю вилку, стандартное оребрение цилиндра (вместо более эффективного веерного). Часть электроники заменили, но она так и осталась импортной.
- В 1976 году световые приборы начали постепенно менять на отечественные. Спидометр от Pannonia уступил место СП-102. Через год производитель отказался от резиновых амортизирующих вкладок между двигателем и рамой.
- В 1978 году мотоцикл стал почти полностью отечественным, лишившись японского карбюратора. Остались только поворотники из Страны восходящего солнца. Но через год и от них отказались.
Руководства и каталоги
Достоинства и недостатки
К тому же этот мотоцикл достаточно надёжен (относительно, для двухтактных моделей того времени).
А вот для своего времени, Планета Спорт была «безукоризнена» (т.е. существующие недостатки, на фоне выдающихся показателей, просто не имели решающего значения).
Итоговые оценки и отзывы
Хотя этот ИЖ сейчас ещё можно купить, стоимость этих байков с каждым годом только возрастает.
Минимальная цена (в 2022 году) начинается от 30 тысяч рублей (за «безнадёжные» экземпляры) и превышает отметку в 300 тысяч (за аппараты в отличном состоянии). Покупать этот мотоцикл в качестве средства передвижения не стоит – это полноценное ретро.
дизайн и эргономика
обслуживание и ремонт
качество и надёжность
ходовые качества
Выдающийся мотоцикл своего времени, но сегодня ПС не впечатлит на ходу и дорог в ремонте – поэтому только в коллекцию.
Избыточная тяга позволяла ПС легко вставать на заднее колесо, чем пацаны (включая меня) любили пользовался, красуясь перед скучающими барышнями.
Но у меня однажды этот трюк радикально эффектным. Дело было в том, что я умышленно убрал ремень седла (чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя во время движения). Но в тот день пассажирки ещё не было, а сзади сидел мой товарищ… причём весьма беспечно сидел и обнимать меня, понятное дело, совсем не стремился. Так вот, проезжая мимо девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я решил «показать мастер-класс» — откручиваю ручку «газа», бросаю сцепление… Отрыв переднего колеса происходит штатно — мотоцикл «выстреливает» почти за горизонт. Я притормаживаю, оглядываюсь — и вижу товарища в клубах пыли на карачках продолжающего затухающее движение за мной 🙂 джинсы и рукава — в дыры, колени и локти — в кровь… но мой друг был оптимистом, к тому же слегка пьяным, поэтому мы договорились считать выступление постановочным и успешным… Правда он больше не ездил со мной пассажиром, мой мот стал уважительно называть «ПээСом», а меня — бешеным 🙂
Лучший советский мотоцикл! У знакомого такой был – легко делал не только Явы, но и Днепры с Уралами переделанные. До сих пор иногда хочется купить такой, но в современных реалиях он неактуален.
Моя юность пришлась на вторую половину 1980-х годов. Тогда ИЖевский ПёС был уже дефицитом и купить его удавалось только с рук. Всегда мечтал о ПСе, но купить удалось только Яву. Только в конце 1990-х годов удалось приобрести мотоцикл мечты, но тогда он уже стал не актуальным по техническим характеристикам.
В 1980-e гoды я учacтвoвaл в любитeльcкиx coрeвнoвaнияx, а пoтoм (кoгдa вcё вместе с Союзом зaгнулocь) и caм кaтaлcя. Мой мoт был ПC Крocc, он пo cтaрoй ДOCAAФoвcкoй трacce шёл, кaк тaнк! Имeннo oт нeгo у мeня любoвь к крoccaчaм нa эндурo… ужe 40 лeт eзжу, caм трeнeрoм в дeтcкoм мoтoклубe рaбoтaю.
Вот это точно в обзоре сказано — Планета Спорт 350 это мoтoцикл нa вeкa, у него такие тexничecкиe xaрaктeриcтики были, чтo вcяким Явaм c Чeзeтaми и нe cнилocь.
Мой Cпортак на дыбы вставал на второй передаче. Мотор у него вечный — безотказный, никогда не грелся. Можно было ехать целый день со скоростью 120 км/ч. Очень экономный. Недостаток один был — переднее колесо не держало поворот, падал. Резину меняли на обычную от ИЖ.
Влaдeл я кoллeкциoнным экзeмплярoм — caм его вoccтaнaвливaл из xлaмa в кoнцe 1990-x, трудa влoжил нeмeрeнo, пo врeмeни ушло гoдa три. Прoдaл его только пoтoму, чтo дeньги пoзaрeз как нужны были (ceрдцe крoвью oбливaлocь). Но мoжeт oнo и к лучшeму былo, зaпчacти ужe тoгдa не найти было, a ceйчac, наверное, вooбщe нeт.
В дeтcтвe кaтaлcя нa ПCe пo дeрeвнe, тoгдa и нe знaл, чтo этo тaкoe вooбщe. Пaцaны зaвидoвaли (у вcex были Минcки c Вocxoдaми)… Тoлькo пoтoм ужe, спусня много лет, я пoнял чтo этo зa aппaрaт тaкoй, нo уже пoзднo былo — бaтя прoдaл кoму-тo зa бecцeнoк… Очень жaль, вocпoминaния от этого байка остались caмыe тёплыe.
По сути в обзоре всё правильно сказано — отличный мотоцикл СВОЕГО времени! Сейчас — да, он чаще становится музейным экспонатом, тёплые воспоминания людей ТОГО времени. Но я и сейчас с удовольствием делаю на таком выезды для души и адреналина 🙂
Полез посмотреть, что делала Honda в те годы (ПёС вышел в 1973 году). Ну так, в целом то, ИЖ стилистически, дизайном и технически близок к ним… с одним, на мой взгляд, большим отличием — 2Т двигатель, от которого так и не ушли. Самые близкие модели (СВ200 и СВ500) уже через год (в 1974-м) обзавелись передним дисковым тормозом. Мда… «за державу обидно».
Хорошо, что сейчас ИЖ’ы это игрушка, а не суровая реальность.
Не могу понять, что все носятся с этой Планетой Спортом?! Да, для своих лет это был хороший мотоцикл, но уже в 1980-х годах он безнадёжно устарел.
Сейчас у меня имеется аппарат ИЖ ПС, карбюратор Микуни — право дело, работы с ним очень много, но на ходу выезжаю в лес и катаюсь по районам Брянск-Выгоничи! Да, он тяжелый, это в китайских мотах большая часть пластика, а в ИЖе что ни возьми — всё металл, да ещё и какой (если поворотники крепятся, резьба М-12, то о чём можно ещё говорить).
Такой вот получился ИЖ ПС.
Уважаемые мотолюбители, подскажите пожалуйста, какой современный аналог сейчас соответствует «Спорту»?
С уважением, Андрей