Кроссовер – хоть и небольшой, но все же вседорожник, отчего и «обувать» его лучше в специфические шины. Примечателен тот факт, что одни и те же покрышки зачастую встречаются сразу в двух исполнениях – «обычном» и «внедорожном» (с маркировкой SUV). Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд…
Вообще, ещё несколько лет назад можно было с уверенностью утверждать, что кроссоверные шины – это усиленные плечи и боковины, а также чуть более жесткая смесь протектора (поскольку полноприводные автомобили всегда тяжелее и медленнее легковушек). Но в последние годы сложилась такая тенденция, что многие SUV’ы имеют лишь одну ведущую ось, а по массе практически не отличаются от легковых автомобилей, да и эксплуатируются в основном по асфальту или хорошо укатанным грунтовкам. Поэтому на многие кроссоверы допускается установка и «обычных» покрышек, лишь бы размер и индекс нагрузки был соответствующим, а уж полноценные SUV-шины оставляют для действительно крупных внедорожников.
Итак, самый востребованный размер в сегменте компакт-кроссоверов – 215/65 R16, поскольку его можно встретить и на бюджетных отечественных вседорожниках, и на довольно дорогих иномарках. Поэтому именно такие шины и были выбраны для дорожных испытаний, которые проводились в конце лета и начале осени на одном из европейских полигонов при температуре воздуха от +13 до +22 °C. Ну а в конце осени, когда установилась более холодная погода, состоялись дополнительные тесты на торможение.
Ну а теперь непосредственно о «подопытных» – открывают список участников российские шины Viatti Bosco H/T V-238 (к слову, наиболее доступные из всех). Следом расположились весьма популярные в нашей стране сербские Tigar Summer SUV, а также парочка отечественных продуктов – Cordiant Comfort 2 SUV и Nordman S2 SUV (все они – за относительно доступные деньги).
Дальше – только дороже: словенские Goodyear EfficientGrip 2 SUV, Yokohama Geolandar CV G058 из Таиланда, венгерские Hankook Ventus Prime 3 K-125 и новинка сезона Nokian Hakka Blue 3 SUV, производящаяся в Финляндии.
Ну и на вершине (как минимум в плане стоимости) – Continental PremiumContact 6 (Германия). Комплект таких покрышек обойдется в три раза дороже, нежели самые доступные варианты (подразумеваются именно испытуемые в рамках данного теста шины).
Торможение
Явным лидером в данных тестах оказался Continental, который доминировал в трех дисциплинах из четырех: на мокром асфальте он остановился за 29.2 метра, на сухом – за 36 метров, на холодном сухом – за 34.7 метра. И только на холодном мокром покрытии первенство досталось Nokian – 33.2 метра.
Ну а в арьергарде плелись Tigar, серьезно уступившие лидеру: на мокрой дороге они укатились на 39.3 метра, а на сухой – на 47.4 метра и 40.7 метра (в прохладную погоду). Однако на мокром асфальте при температуре воздуха +4 °C расклад сил поменялся, и худшие цифры продемонстрировали шины Hankook – 39.5 метра.
Боковое сцепление
Быстрее всего кроссовер наматывал круги на шинах Nokian (11.69 секунды), а медленнее – на Tigar (12.81 секунды), причем разница между ними составила порядка 10%.
Аквапланирование
Примечателен тот факт, что покрышки Hankook, продемонстрировавшие себя не с лучшей стороны при торможении на мокром асфальте, завоевали «золото» на пятимиллиметровом слое воды. А вот худший результат оказался у Viatti, причем они проявили себя на треть слабее лидера.
Управляемость
И в данном случае наивысших баллов удостоились покрышки Continental и Nokian – они показали себя чуть ли не безупречно в каждой из трех «номинаций».
А вот шины Tigar вновь оказались аутсайдерами – на них автомобиль «отличился» низкой информативностью, задержками в реакциях и низким сцеплением с покрытием, а в реальных условиях подобное поведение может привести к печальным последствиям.
Комфорт
Если конкретнее, то тише остальных оказались Nokian и Continental, в то время как больше всего дискомфорта доставили Tigar и Viatti, но даже они особо не раздражали слух.
По части плавности хода пальма первенства досталась сразу четырем комплектам шин – Cordiant, Hankook, Goodyear и Yokohama. Покрышки Viatti затесались как бы среди аутсайдеров – их можно назвать относительно жесткими, но в целом приемлемыми.
Топливная экономичность
Наименее «прожорливые» покрышки – Goodyear, а наиболее – Cordiant. Причем разница между ними составила примерно 2-3 процента, что при реальной эксплуатации эквивалентно примерно полулитру бензина на каждую «сотню» пробега (а это – весьма ощутимо).
Итоговый рейтинг
1. Continental PremiumContact 6
- Страна изготовления – Германия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – 280
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.5-7.3
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 9.9
- Лучшие тормозные свойства
- Отличная управляемость
- Высокий акустический комфорт
- Посредственное противостояние аквапланированию
- Высокая цена
2. Nokian Hakka Blue 3 SUV
- Страна изготовления – Финляндия
- Индекс нагрузки и скорости – 102V
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.8-7.2
- Твердость резины по Шору, ед. – 65
- Масса шины, кг – 11.2
- Отличный поперечный зацеп на мокром асфальте
- Надежное торможение в холодную погоду
- Безупречная управляемость
- Высокий акустический комфорт
- Посредственное противостояние аквапланированию
3. Goodyear EfficientGrip 2 SUV
- Страна изготовления – Словения
- Индекс нагрузки и скорости – 98V
- Индекс износостойкости – 360
- Глубина рисунка протектора, мм – 8.4-7.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 72
- Масса шины, кг – 10.6
- Отменная плавность хода
- Низкое сопротивление качению
- Незначительные замечания к управляемости
4. Cordiant Comfort 2 SUV
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 102H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.0-6.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 11.3
- Хорошая управляемость на мокром асфальте
- Высокая плавность хода
- Высокая топливная «прожорливость»
5. Hankook Ventus Prime 3 K-125
- Страна изготовления – Венгрия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.6-7.2
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 10.7
- Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
- Отличная экономичность
- Высокая плавность хода
- Слабое торможение на холодном мокром асфальте
- Сложная управляемость на мокром асфальте
6. Nordman S2 SUV
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 7.7-7.5
- Твердость резины по Шору, ед. – 69
- Масса шины, кг – 11.5
- Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
- Сложная управляемость на сухой дороге
7. Yokohama Geolandar CV G058
- Страна изготовления – Таиланд
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – 740
- Глубина рисунка протектора, мм – 6.8-8.1
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 10.6
- Отличная плавность хода
- Нечеткое следование курсу
- Слабые сцепные свойства
8. Viatti Bosco H/T V-238
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 98H
- Индекс износостойкости – н/д
- Глубина рисунка протектора, мм – 8.0-7.6
- Твердость резины по Шору, ед. – 70
- Масса шины, кг – 11.4
- Стабильная управляемость на сухом и мокром асфальте
- Неплохое торможение на мокром асфальте
- Доступная цена
- Высокая топливная «прожорливость»
- Плохое сопротивление поперечному аквапланированию
9. Tigar Summer SUV
- Страна изготовления – Сербия
- Индекс нагрузки и скорости – 102V
- Индекс износостойкости – 700
- Глубина рисунка протектора, мм – 9.1-8.8
- Твердость резины по Шору, ед. – 66
- Масса шины, кг – 11.5
- Неплохая экономичность
- Приличная плавность хода
- Плохие сцепные свойства
- Проблемная управляемость