Дорогая резина против дешёвой

тест-рейтинг автомобильных шин R16 к лету 2022

Содержание

Многие автолюбители наивно полагают, что летние шины можно покупать чуть ли не любые, вплоть до самых недорогих, ведь они же не зимние, а значит – особо и не влияют на безопасность. Однако не стоит спешить с выводами, поскольку правильно подобранные покрышки для летнего сезона влияют и на предсказуемость, и на управляемость, и на уровень комфорта, и на ту самую безопасность, в конце концов, поскольку одни заточены на спокойное вождение, другие – на агрессивное, а третьи являются «золотой серединой».

Одна из самых (если даже не самая) распространенных сегодня размерностей шин в мире – 205/55 R16, поскольку подобная «обувка» применяется почти на четырех сотнях различных моделей автомобилей, начиная от бюджетных Lada и заканчивая премиальными Maserati. Именно поэтому шинники, как правило, уделяют особое внимание этому размеру, проводя большую часть испытаний именно на таких покрышках.

Дабы облегчить автолюбителям муки выбора, к тёплому сезону 2022 года – были проведены дорожные испытания летних шин на одном из европейских полигонов, причем первая часть тестов осуществлялась при температуре воздуха 14-22 °C, а вторая стадия – при +5 °C (чтобы проверить поведение автомобильной «обувки» на холодном мокром асфальте).

Для испытаний использовался типичный хэтчбек C-класса, для которого были подобраны двенадцать комплектов покрышек, как недорогих российского производства, так и действительно породистых. Но всех подопытных объединял один общий момент – индекс скорости V (240 км/ч).

Тест-рейтинг летних шин 2022 года
В тестах приняли участие довольно разномастные летние покрышки, среди которых оказалась и парочка отечественных продуктов (к слову, наиболее доступных в плане стоимости) – Viatti Strada 2 V-134 и Cordiant Comfort 2. Были и действительно породистые (и от того – самые дорогие) варианты – Nokian Hakka Blue 3, Bridgestone Turanza T005, Pirelli Cinturato P7 C2 и Continental PremiumContact 6. Ну а где-то между ними затесались Nexen Nblue HD Plus, Kumho Ecsta HS51, Tigar High Performance, Nordman SZ2, Yokohama BluEarth-GT AE51 и Hankook Ventus Prime 3 K125.

Торможение

Мало кто поспорит, но одна из самых важных задач шин – обеспечение эффективного торможения, отчего именно подобного рода тесты и открыли испытательную программу в целом. Стоит отметить, что на сухом асфальте длина тормозного пути измерялась со 100 до 5 км/ч, а на мокром – с 80 до 5 км/ч, чтобы максимально исключить влияние электронных ассистентов на итоговые результаты.

На сухом покрытии лучше всех справились с замедлением Bridgestone – на них автомобиль укатился всего на 35.8 метра, однако «серебряный медалист» – Continental – уступил лидеру всего 0.1 метра. При этом явным аутсайдерами оказались российские шины Viatti – у них торможение заняло 39.4 метра.

На мокрой дороге на верхней строчке «пьедестала почета» расположились Continental и Nokian, чей тормозной путь составил 31.1 метра, однако в прохладную погоду (при температуре +5 °C) лидер остался единоличный – Nokian с результатом 34.1 метра. Ну а худшую эффективность в данном случае продемонстрировали покрышки Tigar, причем независимо от погодных условий: при хорошо прогретом воздухе на них машина остановилась лишь через 40 метров, а при небольшом плюсе – через 40.7 метра.

Стоит отметить, что на мокром асфальте оценивалось как продольное, так и поперечное сцепление – измерялось время прохождения круга диаметром 60 метров.

Меньше всего времени на прохождение «трассы» автомобиль затрачивал на шинах Kumho – всего 11.5 секунд. В арьергарде вновь плелись Tigar с показателем 12.22 секунды, однако разрыв с лидером оказался несущественен – всего 5%.

Аквапланирование

Подавляющее количество автомобилистов точно знакомы с таким понятием, как аквапланирование – это когда преодолеваешь лужу на слишком высокой скорости, вследствие чего покрышки начинают всплывать на толще воды, теряя сцепление с дорогой. И в реальных условиях подобное может быть чревато серьезными последствиям, вплоть до ДТП, поэтому все испытуемые подверглись способности противостоять как продольному, так и поперечному аквапланированию.
И первое упражнение выглядело так: правые колеса автомобиля катились по сухому асфальту, в то время как левые на скорости 50 км/ч попадали в узкую длинную ванну глубиной порядка 9 мм. В этот момент водитель полностью выжимал газ на третьей передаче, после чего ведущее левое колесо, «погруженное» в воду, с увеличением скорости постепенно всплывало, теряло сцепление с покрытием и начинало пробуксовывать. Когда разница в скоростях вращения переднего левого и заднего правого колес достигала 15%, то этот момент фиксировался специальным оборудованием.

Лучшее сопротивление продольному аквапланированию оказали шины Kumho – они «всплывали» на скорости 79.9 км/ч. При этом аутсайдеры в лице Yokohama уступили лидеру весьма существенно – они лишались связи с дорогой уже при 71.4 км/ч.

Второе испытание из данного цикла – определение величины среднего бокового ускорения при езде в повороте по луже толщиной 5 мм в диапазоне скорости 60-90 км/ч. Это самое боковое ускорение пропорционально силе, с которой шины цепляются за дорожное покрытие в момент всплытия. Проводился данный тест на асфальтированном кольце диаметром 200 метров, на котором присутствовал примерно 20-метровый участок аквапланирования.

Начальная скорость движения по окружности – 50 км/ч, а руль при попадании в ванну фиксировался в одном положении. В этот момент с помощью прибора фиксировалась скорость, а когда автомобиль полностью оказывался в воде – определялась величина центростремительного ускорения. При этом орудовать рулем было можно лишь на сухом асфальте, а скорость движения с каждым кругом возрастала на 5 км/ч – пока центробежная сила не выталкивала машину с дуги поворота по касательной.

Расклад сил в плане стойкости к поперечному аквапланированию не изменился: лидерство сохранили за собой Kumho, а в конце рейтинга разместились покрышки Yokohama, уступившие «золотому медалисту» сразу 22%.

Управляемость

При оценке курсовой устойчивости на скорости 130 км/ч, лучше остальных проявили себя Continental, Nokian и Nordman, а вот по части управляемости на сухом и мокром покрытии порадовали лишь Continental и Nokian – только они из всех испытуемых отличились предсказуемым поведением, четкими реакциями и хорошей информативностью.

А вот покрышки Tigar вновь произвели исключительно отрицательные впечатления: на высокой скорости при мягких перестроениях они продемонстрировали значительные углы поворота руля и широкий «ноль», а при более активном маневрировании на извилистой трассе – еще длительные скольжения и резкие срывы. При этом особенно плохо они проявили себя именно на мокром асфальте.

Комфорт

По части комфорта приятнее остальных оказались шины Cordiant и Hankook – на них автомобиль отличился мягким ходом и малым количеством шумов, проникающих в салон. Не досаждали лишними звуками также Continental, Nexen, Yokohama и Nokian.

Больше всего же раздражали слух покрышки Viatti, Kumho и Tigar, а последние два варианта еще и досаждали жесткостью, особенно на крупных неровностях, и зудящей отдачей на кузов на мелких выбоинах.

Топливная экономичность

Ну и последнее из испытаний – оценка топливной экономичности, которая проводилась не на улице, а в лабораторных условиях путем определения коэффициентов сопротивления качению на барабанном стенде при скорости 80 км/ч.

Наименьшее количество топлива требовалось машине, облаченной в шины Bridgestone, в то время как на покрышках Cordiant горючей смеси уходило больше всего.

При этом разница между лидером и аутсайдером оказалось весьма заметной – 0.6 литра на «сотню» пробега.

Итоговый рейтинг

1. Nokian Hakka Blue 3

  • Страна изготовления – Россия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.9-7.5
  • Твердость резины по Шору, ед. – 65
  • Масса шины, кг – 8.1
Плюсы:
  • Высокие тормозные свойства на мокрой дороге
  • Отличная курсовая устойчивость
  • Предсказуемая управляемость
Минусы:
  • Посредственное сопротивление поперечному аквапланированию
  • Невысокое сопротивление качению
  • Высокая цена

2. Continental PremiumContact 6

  • Страна изготовления – Чехия
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Индекс износостойкости – 280
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-6.9
  • Твердость резины по Шору, ед. – 70
  • Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
  • Отличные тормозные свойства на мокром асфальте
  • Отличные тормозные свойства на сухом асфальте
  • Высокая курсовая устойчивость
  • Отличная управляемость
Минусы:
  • Слабое сопротивление поперечному аквапланированию
  • Среднее сопротивление качению
  • Солидный ценник

3. Bridgestone Turanza T005

  • Страна изготовления – Испания
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.2-7.3
  • Твердость резины по Шору, ед. – 63
  • Масса шины, кг – 7.7
Плюсы:
  • Лучшее торможение на сухом асфальте
  • Отличное торможение на мокром асфальте
  • Высокая экономичность
Минусы:
  • Посредственный поперечный зацеп на мокрой дороге
  • Слабое сопротивление аквапланированию
  • Высокая стоимость

4. Hankook Ventus Prime3

  • Страна изготовления – Венгрия
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.6-7.1
  • Твердость резины по Шору, ед. – 68
  • Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
  • Высокое сопротивление продольному аквапланированию
  • Хорошая управляемость
  • Отличный уровень комфорта
Минусы:
  • Скромные тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду

5. Pirelli Cinturato P7 C2

  • Страна изготовления – Румыния
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.1
  • Твердость резины по Шору, ед. – 66
  • Масса шины, кг – 8.7
Плюсы:
  • Хорошая курсовая устойчивость
  • Солидное сопротивление качению
Минусы:
  • Невысокие тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду
  • Высокий ценник

6. Kumho Ecsta HS51

  • Страна изготовления – Корея
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Индекс износостойкости – 380
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.7
  • Твердость резины по Шору, ед. – 75
  • Масса шины, кг – 8.8
Плюсы:
  • Отличное поперечное сцепление на мокром асфальте
  • Высокое сопротивление аквапланированию
  • Приемлемая цена
Минусы:
  • Посредственное торможение на мокрой дороге в прохладную погоду
  • Невысокий уровень комфорта

7. Nordman SZ2

  • Страна изготовления – Финляндия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.2-6.6
  • Твердость резины по Шору, ед. – 71
  • Масса шины, кг – 7.9
Плюсы:
  • Отличная курсовая устойчивость
  • Хорошее сопротивление качению
  • Предсказуемая управляемость на сухом асфальте
Минусы:
  • Посредственный поперечный зацеп
  • Низкие тормозные свойства на мокром покрытии

8. Nexen Nblue HD Plus

  • Страна изготовления – Корея
  • Индекс нагрузки и скорости – 91V
  • Индекс износостойкости – 360
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.3-7.0
  • Твердость резины по Шору, ед. – 72
  • Масса шины, кг – 8.5
Плюсы:
  • Отличное сопротивление поперечному аквапланированию
  • Хорошая управляемость
  • Нормальный уровень комфорта
  • Невысокий ценник
Минусы:
  • Слабые тормозные свойства на мокрой дороге в прохладную погоду
  • Невысокий поперечный зацеп на мокром асфальте

9. Yokohama BluEarth-GT AE51

  • Страна изготовления – Россия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 6.8-7.1
  • Твердость резины по Шору, ед. – 70
  • Масса шины, кг – 6.8
Плюсы:
  • Хорошие тормозные свойства на мокром асфальте в прохладную погоду
  • Высокий акустический комфорт
  • Хорошее сопротивление качению
Минусы:
  • Плохое сопротивление аквапланированию
  • Сложная управляемость на мокрой дороге

10. Viatti Strada 2 V-134

  • Страна изготовления – Россия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 8.1-7.9
  • Твердость резины по Шору, ед. – 72
  • Масса шины, кг – 9.0
Плюсы:
  • Хорошая управляемость на сухой дороге
  • Приличная плавность хода
  • Добротная курсовая устойчивость
  • Низкая цена
Минусы:
  • Плохие тормозные свойства на сухом покрытии
  • Высокое сопротивление качению
  • Низкий акустический комфорт

11. Cordiant Comfort 2

  • Страна изготовления – Россия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.1-6.9
  • Твердость резины по Шору, ед. – 70
  • Масса шины, кг – 9.1
Плюсы:
  • Высокий уровень комфорта
  • Нормальные тормозные свойства на мокрой дороге
  • Доступный ценник
Минусы:
  • Худшее сопротивление качению
  • Посредственное сопротивление продольному аквапланированию

12. Tigar High Performance

  • Страна изготовления – Сербия
  • Индекс нагрузки и скорости – 94V
  • Индекс износостойкости – 580
  • Глубина рисунка протектора, мм – 7.1-6.7
  • Твердость резины по Шору, ед. – 68
  • Масса шины, кг – 8.3
Плюсы:
  • Отличное сопротивление аквапланированию в повороте
  • Высокая экономичность
Минусы:
  • Плохое сцепление с мокрым покрытием
  • Низкий уровень комфорта
  • Проблемная управляемость

Алекс Лендстрабов

Немного разбираюсь в автомобилях и мототехнике... немного меньше Игоря Моржаретто и гораздо больше, чем большинство «анонимных автоэкспертов™» :)

Кнопка «Наверх»