Типоразмер 195/65 R15 – один из самых востребованных на российском рынке, и это неспроста: именно такая «обувка» применяется на многих отечественных легковушках (например, Lada Vesta и Xray), а также подходит для большинства иномарок B- и C-сегментов, распространенных в нашей стране.
При приближении холодов и непогоды, автовладельцы начинают активно переобувать своих «железных коней» в «зиму», но в данном случае возникает вполне себе логичный вопрос – какие именно шины предпочесть? Особенно в нынешних рыночных условиях, когда зачастую приходится выбирать «из наличия и по приемлемой цене», отодвинув на задворки различные изыски шинных технологий.
Дабы наиболее полно ответить на возникший вопрос, была осуществлена целая серия дорожных испытаний в «боевых условиях», участниками которых стали восемь комплектов зимних покрышек с шипами, причем как российского, так и иностранного производства. Ледово-снежные тесты проводились глубокой зимой при температуре за бортом от –2 до –16 °C, а асфальтовые – весной, когда на улице установилась стабильная плюсовая погода. В качестве же «рабочей лошадки» использовался один из популярных автомобилей C-класса, оборудованный ABS и ESP.
Ну а теперь о самих испытаниях, которым подверглись выбранные шипованные шины:
- На льду оценивались разгон с 5 до 30 км/ч и тормозной путь с 30 до 5 км/ч, а также поперечное сцепление и управляемость.
- На снегу также проверялся продольный зацеп, но немного на других скоростях: разгон – с 5 до 40 км/ч с включенной противобуксовочной системой, торможение – с 40 до 5 км/ч.
- Кроме того, тестировались курсовая устойчивость, поведение при плавном маневрировании на высокой скорости на длинном прямике, управляемость при выполнении экстремального маневра «переставка» (то есть резкая смена полосы) на городских скоростях 40-60 км/ч и проходимость по глубокому снегу.
- В асфальтовых дисциплинах была проведена проверка торможения на мокром (с 60 до 5 км/ч) и сухом (с 80 до 5 км/ч) покрытии, курсовой устойчивости, плавности хода и акустического комфорта.
- Ну и напоследок с помощью простых подсчетов выяснилось, по сколько шипов в итоге не досчитались те или иные покрышки.
К слову, указанным стандартам соответствуют лишь два участника нашего ТОПа – Formula и Kormoran (110 и 116 шипов, соответственно). Покрышки Cordiant, GT Radial и Кама не значительно, но выходят за рамки техрегламента, имея от 120 до 128 «гвоздиков»… а вот у Nokian, Nordman и Michelin превышение нормы куда существеннее – от 190 до 248 «коготков».
Рейтинг по результатам тестов
1
Nokian Hakkapeliitta 10P
Покрышки Hakkapelitta 10P вполне себе закономерно заняли лидирующее место – в снежно-ледовых дисциплинах они удостоились максимального количества баллов. Однако на асфальте эти «шиповки» проявили себя немногим хуже, в том числе и в плане комфорта, пропустив вперед сразу двух конкурентов.
В асфальтовых испытаниях они оказались лидерами лишь по части курсовой устойчивости, в остальном же продемонстрировали не самые лучшие (хоть и солидные) результаты, в особенности – по части сцепных свойств на сухом покрытии и уровня шума.
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,3
- Твердость материала по Шору, ед. – 54
- Количество металлических зацепов, шт. – 218
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,6
- Масса единицы, кг – 8,7
Michelin X-Ice North 4
Самые «зубастые» покрышки X-Ice North 4 расположились на втором месте, хотя в целом по совокупности всех характеристик они оказались даже более сбалансированными, нежели Nokian. На снежно-ледовых покрытиях они отличились преимущественно высокими результатами во всех испытаниях, но всё же нрав у них оказался заметно спокойнее по сравнению с лидерами рейтинга.
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 8,5
- Твердость материала по Шору, ед. – 56
- Количество металлических зацепов, шт. – 248
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,3
- Масса единицы, кг – 9,6
Nordman 8
Эти покрышки не стали лидерами ни в одной из дисциплин, но по совокупности результатов все же смогли завоевать уверенную «бронзовую медаль». Свои самые сильные стороны они проявили на снегу и льду, лишь немногим уступив лидерам, да ещё и оказались весьма «крепкими» – после всех испытаний они не досчитались лишь пары «зубиков».
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,0
- Твердость материала по Шору, ед. – 57
- Количество металлических зацепов, шт. – 190
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,7
- Масса единицы, кг – 8,5
Cordiant Snow Cross 2
На четвертом месте – резина Snow Cross 2, которые в целом проявили себя с хорошей стороны, однако исключительно на льду и снегу, хотя, как и в случае с Nordman 8, ни в одной из дисциплин не смогли завоевать «пальму первенства», но и ни разу не упали «в грязь лицом».
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,3
- Твердость материала по Шору, ед. – 57
- Количество металлических зацепов, шт. – 120
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 2,0
- Масса единицы, кг – 9,5
Formula Ice
Покрышки Formula Ice, расположившиеся на пятом месте, можно назвать весьма сбалансированным продуктом, со своими достоинствами и недостатками. На зимних покрытиях они проявили себя достаточно неплохо, причем и в плане поперечных и продольных сцепных свойств, и по части проходимости, подкачав в управляемости на снегу и разгоне на льду.
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 91T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,6
- Твердость материала по Шору, ед. – 56
- Количество металлических зацепов, шт. – 110
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,5
- Масса единицы, кг – 8,8
Kormoran Stud 2
Колёсная «обувка» Stud 2 от Kormoran заняла шестое место в итоговом зачёте, но её, пожалуй, можно назвать одной из самых противоречивых.
- Страна изготовления – Сербия
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 8,5
- Твердость материала по Шору, ед. – 62
- Количество металлических зацепов, шт. – 116
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,5
- Масса единицы, кг – 8,5
Kama Alga
Исконно российский продукт – покрышки Alga – «удостоились» седьмой, предпоследней позиции нашего ТОПа. Они вполне себе подходят для эксплуатации в холодную пору, но только на автомобилях оснащенных электронными системами помощи водителю.
На асфальте не блистали, но при этом оказались весьма тихими. Вдобавок к этому, во время испытаний они лишились почти двух десятков «зубиков», причем все они повылетали исключительно из передних (ведущих) колес.
- Страна изготовления – Россия
- Индекс нагрузки и скорости – 91T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,0
- Твердость материала по Шору, ед. – 61
- Количество металлических зацепов, шт. – 120
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 2,1
- Масса единицы, кг – 9,5
GT Radial Ice Pro 3
На последнем месте закономерно расположились GT Radial Ice Pro 3, однако они лишь немногим уступили Каме. Практически во всех дисциплинах они «отличились» результатами хуже среднего, а в некоторых – оказались явными аутсайдерами, и 128 «зубов» на каждой, в данном случае, им никак не помогли.
- Страна изготовления – Китай
- Индекс нагрузки и скорости – 95T
- Глубина рисунка протектора, мм – 9,1
- Твердость материала по Шору, ед. – 61
- Количество металлических зацепов, шт. – 128
- Макс. выступание зацепов после тестов, мм – 1,4
- Масса единицы, кг – 9,3