И в советском прошлом, и современная модель – «Кама» это складной велосипед, ориентированный как на взрослых людей, так и на подростков, который предназначен для неспешных прогулок и туристических поездок как в городских условиях, так и за городом, но, в первую очередь, по дорогам с хорошим покрытием.
Ну а одна из ключевых его особенностей (если, конечно, сегодня можно так сказать) – возможность перевозки в сложенном состоянии в общественном транспорте (автобусы, электрички и т.д.) и в багажнике легкового автомобиля, а также хранения в условиях ограниченного пространства (например, на балконе).
Forward Kama 300
Основные характеристики
- Рама – паяно-сварная из стальных труб (сталь Hi-Ten), с аппликациями
- Передняя вилка – жесткая, паяная из стальных труб, с аппликациями
- Рулевая колонка – резьбовая, из стальных труб, настраиваемая по высоте и наклону
- Седло – с жестким каркасом и мягкой покрышкой, регулируемое по высоте
- Колеса – 20-дюймовые, с двойными алюминиевыми ободами
- Покрышки – Wanda P1225 20×2.25
- Задний тормоз – ножной
- Механизм складывания – на эксцентрике
- Ростовка рамы – 14 дюймов
Ключевые отличия от оригинала
В сравнении со своим советским «прародителем», модель от «Форварда» отличается, в первую очередь:
- новой рамой – которая имеет не только иной дизайн, но ещё более жесткую и прочную конструкцию с дополнительной распоркой;
- новый байк короче советского оригинала – из-за изменения конструкции пришлось пожертвовать длиной, якобы в угоду более комфортной посадке;
- новый механизм складывания – на эксцентрике, но складывается он у современной «Камы», как и прежде – пополам.
Плюсы и минусы
По отзывам владельцев (в т.ч. базовой модели) основные достоинства и недостатки этого велосипеда:
- доступная стоимость,
- широкий диапазон регулировок (подстраивается как для ребёнка, так и под невысокого взрослого),
- легко и понятно собирается/разбирается,
- мягкий комфортных ход (для байка без амортизаторов),
- крепкая надёжная конструкция.
- значительная собственная масса,
- скупая документация/инструкции,
- постоянно необходимо подтягивать цепь.
Цены и оснащение
Продажи Forward Кама ведутся по всей стране в крупных веломагазинах, но цена велосипеда может варьироваться от 11 500 до 13 600 рублей от региона к региону. При этом все вышеперечисленные «прибамбасы» входят в базовую комплектацию двухколёсника.
Советские складные «Камы»
Изначально складной велосипед от «Пермского машиностроительного завода имени Октябрьской революции» был лаконично назван В-815, но после коммерческого успеха и последующей модернизации-улучшения получил индекс 113-613 и собственное имя «Кама».
Производство двухколёсников велось на пермском заводе с начала 1970-х годов, причем они настолько полюбились народу, что в первое время даже в Перми эти велосипеды продавались исключительно по записи.
Характеристики В-815/113-613
- колёсная база – 1000 мм;
- высота рамы – 460 мм;
- руль – поворотный, регулируемый по высоте;
- размер шин – 40×406 мм (20″×1,75″);
- габариты в сложенном состоянии – 310×770×980 мм;
- масса (без навесного оборудования) – 14,6 кг.
Да и подростков явно тогда не обделили, так как велосипед сделали «на вырост» – с регулируемыми по высоте рулем и сиденьем. А благодаря багажнику можно было взять с собой товарища, ну либо прокатить понравившуюся девочку с ветерком.
Постсоветский модельный ряд
К сожалению, оригинальная «Кама» канула в лету вместе с Советским Союзом – выпуск «тех самых» велосипедов прекратился в 1991 году… тем не менее, вплоть до 2004 года, завод «Велта» производил велосипеды под этим брендом – широкий ассортимент, а объединяло их одно два общих момента: низкая цена и такое же качество… это было как раз то, что «требовал рынок» тогда. Проблема завода была в другом – его «советская огромность» в условиях «внезапно рыночной экономики» стала тем самым «якорем», который утянул его на дно в банкротство (ну и тот факт, что в самом конце 90-х «лучшая половина» коллектива ушла реализовывать собственное представление о велопроизводстве).
Эстафету по производству «массовых байков» у пермского патефонного машиностроительного велозавода в 2005 году приняла компания «Аталис» (на тот момент уже давно будучи основным дистрибьютором его продукции)… а к 2014 году, по уже сложившейся традиции, и эта компания закончила банкротством… но их дело продолжало жить, только занималась этим уже компания «Урал-Трейд».
Широта и разнообразие модельного ряда «постсоветстких Кам» действительно впечатляла, но основную «массу» представляли, конечно же, складные модели велосипедов.
Горные хардтейлы
- Kama 2006D (стальная рама, 6 скоростей, дисковые тормоза)
- Kama 2018D (стальная рама, 18 скоростей, дисковые тормоза)
Горные двухподвесы
- Kama 2417D: стальная рама, алюминиевые обода, 24-дюймовые колеса, 21 скорость, передний дисковый тормоз, навесное оборудование Sunrun.
- Kama 2420: стальная рама, ободные тормоза, 24-дюймовые колеса, 18 скоростей, навесное оборудование Shimano.
- Kama 2430 Street Sport: стальная рама, алюминиевые обода, 24-дюймовые колеса, 21 скорость, ободные тормоза Shimano.
- Kama 2630: стальная рама, 26-дюймовые колеса, 21 скорость, ободной тормоз Shimano.
- Kama 2660D: стальная рама с лакированным покрытием, двойные алюминиевые обода, 26-дюймовые колеса, 21 скорость, дисковые тормоза, навесное оборудование Shimano.
- Kama FS06ВD: стальная рама, алюминиевые обода, 20-дюймовые колеса, 6 скоростей, дисковые тормоза, навесное оборудование Sunrun.
- Kama FS18D: стальная рама, алюминиевые обода, 20-дюймовые колеса, 18 скоростей, дисковые тормоза, навесное оборудование Sunrun.
Дорожные и городские
- Kama 2640: стальная рама, 26-дюймовые колеса, алюминиевые обода, 21 скорость, амортизационная вилка, передний дисковый тормоз, задний ободной тормоз, навесное оборудование Shimano, каретка NECO, цепь KMC Z30, пластиковые крылья.
- Kama 2650: стальная рама, 26-дюймовые колеса, алюминиевые обода, 21 скорость, амортизационная вилка, ободные тормоза, каретка NECO, навесное оборудование Shimano, цепь KMC Z30, пластиковые крылья.
- Kama 28SP: жесткая стальная рама с заниженной верхней трубой, усиленный стальной обод, 6 скоростей, цепь КМС -C-410, втулки Quando, в комплектации присутствуют: багажник, крылья, пластиковая защита цепи, насос и звонок.
Складные модели
- Kama 24SP: стальная складная рама с одинарной усиленной трубой, 24-дюймовые колеса, стальные обода, покрышки Wanda, 6 скоростей, ножной и ручной тормоз, цепь КМС -C-410, в комплектацию включены крылья, багажник, пластиковая защита цепи, насос, звонок и подножка.
- Kama F200: стальная складная рама с одинарной трубой, 20-дюймовые колеса, 1 скорость, стальные обода, цепь КМС, втулки Quando.
- Kama F200 Luxe: стальная складная рама с одинарной усиленной трубой, усиленные обода, хромированные крылья, увеличенный вынос руля, 1 скорость, влагозащита кареточного узла, передний ободной тормоз, зеркало, подножка, стальная защита цепи.
- Kama F200 SF: стальная складная рама с одинарной трубой, алюминиевые обода, 20-дюймовые колеса, 1 скорость, цепь КМС, амортизационная вилка, втулки Quando, ободные тормоза.
- Kama F200 SР: стальная складная рама с одинарной трубой, 20-дюймовые колеса, 6 скоростей, ободные тормоза, цепь КМС.
- Kama F300: стальная складная рама с одинарной трубой, стальной усиленный обод, 20-дюймовые колеса, горные покрышки, длинные хромированные крылья, увеличенный вынос руля, 1 скорость, цепь КМС, задняя тормозная втулка КТ, влагозащита кареточного узла, стальная защита цепи, подножка, звонок.
- Kama F400: стальная складная рама с прямой одинарной трубой, усиленный обод, горные покрышки, хромированные крылья, 20-дюймовые колеса, 1 скорость, задняя тормозная втулка КТ, стальная защита цепи, влагозащита кареточного узла, подножка, звонок.
- Kama F600: стальная складная рама с приподнятой одинарной трубой, усиленные колесные обода, горные покрышки, усиленная цепь КМС, задний ножной тормоз KT, передний ободной тормоз, 1 скорость, стальная защита цепи, подножка, хромированные удлиненные крылья.
- Kama F700: стальная складная рама с одинарной трубой, 24-дюймовые колеса, стальные обода, 1 скорость, цепь КМС, втулки Quando, ободные тормоза.
- Kama F700 SP: стальная складная рама с одинарной трубой, 24-дюймовые колеса, алюминиевые обода, ободной тормоз А2-V-breik, 6 скоростей Shimano TY18/SL-RS 35.
Подростковые и детские
- Kama 1417 – для дошкольников: стальная рама, 14-дюймовые колеса, задний ножной и передний ручной тормоз, боковые съемные колеса, защита цепи, зеркало, звонок.
- Kama 2017 – для школьников младших классов: стальная рама, 20-дюймовые колеса, задний ножной и передний ручной тормоз, боковые съемные колеса, защита цепи, зеркало, звонок.
- Kama 2020 – двухподвесной подростковый велосипед: стальная рама, 20-дюймовые колеса, 6 скоростей, ободные тормоза, навесное оборудование Shimano, пластиковые крылья.
Во второй половине 201…-х производство этих велосипедов, не выдержав конкуренции с «китайским ширпотребом», было постепенно свёрнуто, а складские остатки распроданы…
Настоящее и будущее «Камы»
И вот к началу 2023-го в Перми на местном заводе «Форвард» решили «возобновить» производство легендарных велосипедов, приурочив первую модель к 300-летнему юбилею города.
И если изначально планировалось выпустить 3 тысячи «юбилейных» байков, то впоследствии партию спешно увеличили ещё на 10 тысяч экземпляров – т.к. «неосоветский» велик в буквальном смысле разошелся «как горячие пирожки».
Кроме того, «юбилейная» модель Forward является ещё и «пилотной» – в ближайшем будущем планируется сформировать новый модельный ряд бренда «Кама» (возможно не такой широкий как был у «Велты», но достаточно разнообразный, так уже анонсировано появление 6-скоростной модели, а так же вариантов с колёсами на 24 и 26 дюймов).