ИЖ Юпитер

1-й Юпитер: ИЖ-58

первый двухцилиндровый

Содержание

ИЖ Юпитер-1 – это родоначальник линейки двухцилиндровых ижевских мотоциклов. Найти такой экземпляр сейчас сложно – их было выпущено не так много, к тому же существует путаница с названиями (этот мотоцикл известен как ИЖ-58 или просто Юпитер).

Его история началась в середине 1950-х годов – когда возникла необходимость создания универсального мотоцикла среднего класса. Существующий на тот момент ИЖ-56 был отличной и надёжной техникой, но он предназначался больше для сельской местности (для города он был слишком «дискомфортным», а для трассы слишком медленным)… Решение – двухцилиндровый мотор, который позволил бы сделать мотоцикл более скоростным и избавил бы его от излишних вибраций, присущих «одностволке».

ИЖ-58 Юпитер

В общем – создание этого байка происходило на базе ИЖ-56. Новый мотоцикл унаследовал от одноцилиндрового «предка» высокий уровень унификации. Например, при желании, силовой агрегат можно было заменить – универсальные крепления на раме позволяли это сделать достаточно просто.

Ходовой прототип будущего «Юпитера» появился в 1957 году. Эта модель демонстрировалась на международной выставке в Брюсселе и добилась высоких оценок. Серийное производство планировали начать в 1958 году (откуда и первоначальное название – ИЖ-58)… но в итоге на конвейер модель встала только в 1961 году и серийно производилась в течении 5 лет.

Особенности

Главная особенность первого «Юпитера», уже упомянутый, современный (для того времени) 350-кубовый двигатель с двумя цилиндрами.

Серийный ИЖ-58, хотя и был построен на базе ИЖ-56, но всё же в деталях от него отличается. В целом же его конструкция изначально предусматривала максимальную унификацию с будущими перспективными моделями (как пример, 100% унификация с вышедшим позднее ИЖ Планета, который отличается по сути двигателем и оснащением).

ИЖ-58 Юпитер развивал рекордную (для советского дорожного мотоцикла того времени) максимальную скорость до ≈110 км/ч.

Технические характеристики

  • Двигатель – двухцилиндровый с воздушным охлаждением:
    • Ход поршня – 58 мм
    • Диаметр цилиндра – 61,75 мм
    • Рабочий объём – 347 см³
    • Степень сжатия – 6,8
    • Максимальная мощность – 18 л.с.
  • Система смазки – совместная (масло добавляется в топливо)
  • Тип карбюратора – К-28Ж
  • Максимальная скорость – 110 км/час
  • Ёмкость топливного бака – 18 литров
  • Расход топлива (по шоссе) ≈4 литра на 100 км (т.е. запас хода 400-450 км)
  • Топливо – бензин (с автолом 10-18 в пропорции 25:1)
  • Сцепление – многодисковое (в масляной ванне с механизмом автоматического выключения)
  • Трансмиссия:
    • коробка передач – четырёхступенчатая, двухходовая
    • моторная передача – безроликовая двухрядная цепь (передаточное число 2,57)
    • передача от коробки на заднее колесо – роликовая цепь (передаточное число 2,33)
  • Рама – трубчатая, сварная
  • Подвеска:
    • передняя – вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами
    • задняя – маятниковая пружинная с гидравлическими амортизаторами
  • Тормоза – барабанные
  • Колёсные диски – легкосъёмные, с тангентнорасположенными прямыми спицами
  • Шины – 3,25-19″
  • Габаритные размеры:
    • длина – 2 115 мм
    • ширина – 780 мм
    • высота – 1 025 мм
  • Клиренс – 135 мм
  • Глубина преодолеваемого брода – 300 мм
  • Сухой вес – 160 кг

Модификация с коляской

Модификация мотоцикла с боковым прицепом (т.е. коляской) БП-58 (старая от Иж-56К) или БП-62 (новая) получила лаконичное имя ИЖ Юпитер-К.

Подвеска кузова у коляски – пружинная, а колеса – торсионная. Максимальная скорость снизилась до ≈80 км/ч, сухой вес возрос  до 255 кг. Ширина «первого Юпитера» с коляской составляет – 1 650 мм, а колея – 1 170 мм.

Плюсы и минусы

Главное достоинство первого воплощения ИЖ Юпитер, на сегодняшний день – это коллекционная ценность хорошо сохранившихся экземпляров.

Эту модель не стоит покупать для каждодневной эксплуатации… впрочем как и любой другой байк советского производства.

Минусов у «Юпитера» значительно больше:

  • Устаревший (на сегодня) двухтактный двигатель
  • Сложности с поиском оригинальных запчастей
  • Да и найти этот мотоцикл без «колхоза» очень тяжело

Если удастся купить ИЖ Юпитер в оригинальном состоянии за умеренные деньги, и у покупателя есть возможность хранить его в отапливаемом гараже – приобретение оправдает себя. Эти мотоциклы с каждым годом становятся всё дороже.

Артём Артемьев

Техника – это моё, технологии – про меня. Интересуюсь всем, что колёсами движет и выхлопом дышит... ну или от батареек пашет :)

В тему

2 Комментариев

  1. Помню этот мотоцикл – у деда такой имелся в деревне. По сравнению с Планетой, да и с ИЖ-56, постоянно какие-то мелкие поломки случались. Но ехал он действительно веселей «одностволки».

  2. Все проблемы ИЖ Юпитер (любой модели) – это от кривых рук их владельцев. Если за техникой ухаживать и потратить несколько вечеров в гараже на доработку заводских косяков – он будет только радовать и, кстати, превосходит Планету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»