Днепр

Эскортные мотоциклы Днепр

сопровождение первых лиц и почётных гостей

История почётного мотоэскорта в СССР началась при Никите Сергеевиче Хрущёве – в 1955 году, находясь по впечатлением от посещения Югославии (где его сопровождал мотоциклетный эскорт) он поручил коменданту Московского Кремля создать мотоциклетный взвод для торжественного сопровождения правительственных гостей.

На роль машин для советского мотоциклетного эскорта были назначены М-72 производства КМЗ, который впоследствии стал официальным поставщиком 9-го управления КГБ до конца существования СССР.

Первые мотоциклы почётного эскорта создавались путём незначительной модификации (дооснащения) серийных моделей КМЗ:

  • в 1955 году – М-72;
  • в 1961 году – К-750;
  • в 1967 году – К-750М;
  • в 1968 году – К-650;
В 1973 году представлена модель «Днепр-ЭС» проекта «Эскорт-73» (испытания и доработка которой велись в серпуховским ВНИИМотопром с 1968 года). Конструктивно это всё ещё был особый вариант исполнения серийного К-650 и считать его специальным мотоциклом можно лишь с натяжкой.

эскортные мотоциклы Днепр

Но отличия от «гражданской» модели были заметные: 18″ колеса, особой формы ветровой и грязевые щитки из стеклопластика, появилась задняя дуга безопасности и обилие хрома на внешних деталях. Коляску-прицеп основательно облегчили путём изменения конструкции рамы и применением стеклопластика для обшивки.

В декабре 1976 года министерству автомобильной промышленности был представлен прототип «Днепр-12.9» – получив ряд замечаний, он был отправлен на доработку, в результате которой лишился электронной системы зажигания, получил немецкий карбюратор, а сапун двигателя обзавёлся фильтром… и трансформировался в проект «Днепр-14.9».

Опытный «Днепр-14.9» отправили в Гараж особого назначения в 1978 году, где он опять получил замечания, большинство которых завод оперативно отработал, но проблемы с управляемостью и устойчивостью на высоких скоростях так и остались. Как бы то ни было, в целом мотоцикл удался и к 1979 году в Гараж поступили первые 25 мотоциклов «Эскорт-78» (КМЗ-8.953). В 1984 году была изготовлена вторая партия этих машин в том же количестве.

В декабре 1980 года Минавтопром СССР утвердил техзадание на новый мотоцикл для почетного эскорта – проект получил имя «Эскорт-86» (т.е. исполнен должен был быть к 1986 году). Задача была поставлена серьёзная: литровый мотор мощностью от 60 л.с., пятиступенчатая КП, дисковые тормоза, литые колёсные диски, передняя вилка с алюминиевыми трубами… В общем – двигатель пришлось разрабатывать «с нуля», но спустя три года был собран первый опытный мотоцикл и опыт его сборки показал, что он слишком сложен для текущего уровня возможностей серийного производства. Работы по созданию «совершенно нового мотоцикла» были прекращены.

Проект «Эскорт-86» вернулся к модели «Днепр-14.9», которая была основательно модернизирована и к 1986 году были собраны два опытных образца для испытаний… машины получили много замечаний, их неоднократно переделывали и только к 1988 году завод был готов к производству 25 мотоциклов «Днепр-14.9М», которые поступили на службу в Почётный эскорт весной 1989 года… став последними эскортными мотоциклами произведёнными в СССР.

Между тем, в 1985 году, когда Почётный эскорт получил партию новых мотоциклов, старые машины (из партии 1979 года) вернулись на завод и примерно в то же время в ГАИ Ленинграда было сформировано своё эскортное подразделение, которому и решили передать машины «Эскорта-78» (конечно же после капремонта и модернизации) – так появились мотоциклы «Днепр-14.9Л» (КМЗ-8.954).

С распадом СССР кремлёвский эскорт не стал «продлевать договор» и уже в 1993 году на смену «летним Днепрам» пришли ВМW К75RT, а в 1996 году «баварцы» с британским боковым прицепом Watsonian заменили и «зимние» машины.

В 2000 году было изготовлено ещё несколько эскортных мотоциклов «Днепр» (КМЗ-8.955) с модернизированным двигателем, новой рамой и обтекателем. Эти мотоциклы, после некоторых доработок, были произведены в количестве 27 единиц и переданы в Киевский мотополк.

Артём Артемьев

Техника – это моё, технологии – про меня. Интересуюсь всем, что колёсами движет и выхлопом дышит... ну или от батареек пашет :)

Кнопка «Наверх»