М-72 – это тяжёлый советский мотоцикл с коляской, выпускаемый несколькими заводами. Кроме КМЗ и ИМЗ, модель делали в Москве, Горьком и Ленинграде. После окончания Великой отечественной войны байк выпускали только в Киеве и Ирбите.
Мотоцикл был почти полностью скопирован с немецкого BMW R71, хотя его немного доработали советские инженеры. Модель оказалась настолько удачной, что её выпускали с почти 20 лет – с 1941 по 1960 годы.
В Советском Союзе тяжёлые военные байки с колясками хотели выпускать ещё в середине 1930-х годов. Специально для этого несколько инженеров были отправлены в командировку на немецкий завод BMW. Вот только немцы, которые планировали нападение на СССР, не жаждали делиться своими технологиями – они наотрез отказались продавать свой мотоцикл R71… Пришлось проводить целую секретную операцию – договариваться с фирмой из Швеции о покупке пяти байков, а потом тайно вывозить их в Советский Союз в опломбированном вагоне, плотно закутав в брезент.
В Москве BMW R71 разобрали «по винтикам» и наладили собственное производство «реплики». Сделать это было достаточно сложно – пришлось привлекать несколько советских предприятий.
В создании М-72 участвовали:
- ЗИС – документация и чертежи
- КИМ (Москвич) – КПП
- ГАЗ – кардан и коляска
Во время войны московский завод отправили в Ирбит, а харьковский – в Горький. С 1941 по 1943 годы М-72 делали и в Таганроге.
После окончания ВОВ, М-72 продолжили выпускать на Ирбитском мотоциклетном заводе. Организовали их производство и в Киеве.
До 1955 года тяжёлые мотоциклы с колясками выпускались только для армии. Они ничем не отличались друг от друга. А вот когда эти байки начали производить для гражданских, тогда их уже внешне можно было сразу идентифицировать (ИМЗ М-72 получил модернизированный мотор, усиленную раму и колёсные обода, надпись «Ирбит»).
Отличия М-72 от BMW R71
- Сухой вес – 205 против 187 кг
- Средний расход топлива (без коляски) – 6 литров против 4,5
- Максимальная скорость – 95 против 125 км/ч
- Тросовые приводы сцепления и тормозной системы вместо гидравлики
- Усиленная рама
- Изменение передаточных чисел (для тяги на низких оборотах)
Технические характеристики
- Размеры (одиночки / с коляской):
- длина – 2 130 / 2 380 мм;
- ширина – 815 / 1 590 мм;
- высота – 960 / 1 000 мм;
- Колёсная база – 1 430 мм;
- Клиренс – 135 мм;
- Высота сиденья – 790 мм;
- Снаряженная масса (одиночки / с коляской) – 225 / 350 кг;
- Двигатель – 4-тактный, 2-цилиндровый:
- мощность – 22 л.с. при 4 600 об/мин;
- рабочий объём – 746 см³;
- ∅ цилиндра × ход поршня – 78 × 78 мм;
- степень сжатия – 5,5;
- питание – карбюратор К-37;
- Напряжение электропитания – 6 Вольт;
- Трансмиссия – карданный вал;
- Коробка передач – 4-х скоростная (3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3);
- Шины – 3,75×19;
- Запас топлива – 22 л;
- Расход топлива – 7 л/100 км;
- Максимальная скорость (одиночки / с коляской) – 110 / 95 км/ч.
Основные модификации
- М-72 – основная модель военного мотоцикла с коляской, выпускался с 1940 по 1960 годы. Последние 5 лет поступал в свободную продажу.
- М-72Н – модификация 1953 года. Выпускалась на Киевском мотоциклетном заводе. Отличается рядом усовершенствований рамы, КПП, передней вилки, колёсами, тормозной системы. Конструкторы утверждали, что модель более надёжная, но по факту, военные М-72 зарекомендовали себя лучше.
- М-72М – ничем не отличается от модели М-72Н, кроме того, что собирали на Ирбитском мотоциклетном заводе.
- М-72К – специальный байк, изготавливаемый для спортивных клубов. Отличается облегчённой конструкцией и доработанным двигателем с мощностью 30 л.с. (против 22 л.с. у стандартного М-72).
- М-75К – гоночный мотоцикл с коляской. Мотор с верхними распредвалами, короткоходная коробка передач.
- М-76 – ещё один гоночный мотоцикл (модернизированная версия М-75К). Отличается наличием магнето и сухим картером.
- М-80 – самый знаменитый спортивный мотоцикл. Побил рекорд СССР по скорости в 1947 году.