ЗиД

Ковровские эндуро ЗиД-200/175

Курьер Сова – наследница Восхода

Содержание

СССР ушел в прошлое и вместе с ним закончилась история легендарного мотоцикла «Восход». В новых экономических условиях «Завод имени Дегтярёва» (ЗиД) был вынужден предложить гражданскому рынку что-то более современное и способное конкурировать с импортными аналогами. Как результат, в 1993 году в России стартовали продажи дорожного мотоцикла «Сова», построенного на базе «Восход-3М-01».

Дорожный байк легкого класса ЗДК 5.104 выпускался в двух версиях:

  • Изначально на рынке появился мотоцикл ЗиД-175 (неофициальное именование «Курьер»).
  • Затем в продажу пошла версия ЗиД-200 «Сова» с новым мотором.

В конструктивном плане и по «оперению» обе версии были идентичными друг другу. В стандартном оснащении этот мотоцикл комплектовался 16-дюймовыми спицованными колесами от «Восход-3М».

Наибольшей популярностью покупателей пользовалась более мощная модификация «Сова-200», так что именно на ней и сосредоточим основное внимание.

ЗиД-200/175 Сова

Мотоциклы линейки «Сова» отличал современный спортивный облик, совершенно не похожий на внешний вид своих предшественников. Новые, для техники ЗиД, геометрические формы, вкупе со спортивными деталями в форме руля и седла – сделали свое дело, особо в условиях дефицита 90-х, заставив поклонников отечественных мотоциклов выстраиваться в очередь за доступной и интересной новинкой… но к началу 2000 года этот байк растерял свои конкурентные преимущества (на фоне наплыва импортных моделей) и его производство было свёрнуто.

ЗиД-200/175 Сова

Размер и вес

В плане габаритов между версиями также не было различий: длина мотоцикла составляла 2100 мм, ширина не превышала 850 мм, полная высота равнялась 1200 мм, а высота по седлу не выходила за рамки 820 мм. Длина колесной базы мотоциклов «Сова» составляла 1350 мм.

Сухой вес байка не превышал 122 кг.

Двигатели и коробка

На модификации «Сова-175» использовался 15-сильный одноцилиндровый мотор от мотоцикла «Восход-3М-01», способный также выдать 17 Нм крутящего момента.

Для модификации «Сова-200» был подготовлен новый двигатель. Он также имел один цилиндр, но его рабочий объем был доведен до отметки 196,9 см³. Мотор оснащался воздушной системой охлаждения, карбюратором К-65, но при этом развивал те же самые 15 л.с. мощности при 5500 об/минуту. Крутящий момент двигателя инженерам удалось довести до отметки 18,6 Нм, достигаемых при 5200 об/минуту.

Агрегировались моторы с 4-ступенчатой МКПП с многодисковым сцеплением, работающим в масляной ванне.

Скорость, динамика и расход

Новый мотор слегка уступал прежнему в плане экономичности (4,2 литра против 4,0 литра у «Совы-175»), но при этом обеспечивал лучшую динамику разгона, позволяя с места преодолевать 400-метровый отрезок за 21 секунду, в то время как для модификации «Сова-175» требовалось не менее 25 секунд.

Для обоих мотоциклов верхний порог скорости равнялся 107 км/час.

Ходовая часть

Подвеску для дорожного байка «Сова» инженеры разрабатывали с нуля:

  • Спереди была применена телескопическая вилка с ходом 155 мм.
  • Сзади установлена маятниковая система новой конструкции с двумя амортизаторами, ход которых составлял 115 мм.

Тормоза на обоих колесах устанавливались барабанные с раздельным механическим приводом. Дорожный просвет мотоцикла составлял 125 мм.

Плюсы и минусы

  • Высокий расход масла (требуется 200 мл масла на 1 литр топлива)
  • Высокие вибрации в движении (кроме дискомфорта, приходится постоянно что-то подкручивать/затягивать и регулировать)
  • Архаичная приборная панель (от «Восхода»)
  • Классическая внешность (сдержанный дизайн дорожного байка и сегодня не выглядит достаточно актуально)
  • Простота в обслуживании и ремонте (конструктивный минимализм позволяет ремонтировать этой байк «в поле»)
  • Доступность запчастей и комплектующих (высокая взаимозаменяемость и, как следствие, доступность деталей)
  • Универсальность применения (для минимальных и несложных доработках этот дорожный байк можно перепрофилировать в туристический или эндуро)

Артём Артемьев

Техника – это моё, технологии – про меня. Интересуюсь всем, что колёсами движет и выхлопом дышит... ну или от батареек пашет :)

В тему

2 Комментариев

  1. Классный мот в своё время был — дерзкий и доступный. С ним самые мои теплые воспоминания молодости.

  2. 1) У совы расход не 200мл масла на 1 литр бензина а 1-40

    2) Запчастей на неё нету вообще, если сгорит поршневая — либо на расточку, либо продавай

    3) Что вы докопались до этой приборной панели, она очень хорошо на нём смотрится

    4) Тут я с вами соглашусь, про то что на высоких скоростях все гайки выкручиваюся и при том что просто погазовал на нетралке, на скорости он не гремит только когда ты с 4 на 1 спустился

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»