Четвёртое воплощение «Юпитера» дебютировало в 1981 году. Модель стала революционной по внешнему виду – она лишилась той «визуальной тяжеловесности», которая была свойственна предыдущим поколениям этой модели.
В целом же ИЖ Юпитер-4 стал одним из самых спорных «железных коней» ижевского мотозавода. С одной стороны – он получил самый мощный двигатель в истории линейки. С другой – вызывал слишком много нареканий на качество сборки и надёжность… потому, уже в 1985 году, уступил место следующему поколению.
Так вот главная особенность «четвёртого Юпитера» – обновлённый мотор, который, после модернизации ЦПГ, стал ещё мощнее (на 12% в сравнении с предыдущим), но теперь больше ориентирован для работы в диапазоне высоких оборотов… в связи с этим была перенастроена и усилена коробка передач, а так же модернизировано сцепление (добавлена пара дисков).
Но первое, что бросается в глаза и лучше всего получилось у конструкторов – это внешность. Мотоцикл стал похож на японские байки второй половины 1970-х годов (и это стало «затяжным трендом» в сегменте дорожных байков, поэтому следующее поколение внешне трудно отличимо от четвёртого).
Часть технических решений для ИЖ Юпитер-4 было позаимствовано у модели Планета Спорт, особенно это касается электрооборудования. Кстати, важная особенность в четвёртом поколении Юпитер получил наконец-то 12-вольтовое электрооборудование (что решило давнюю проблему с яркостью светоприборов).
Так же была доработана подвеска – увеличен ход, что повысило комфортабельность и проходимость.
Технические характеристики
- Двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения:
- ∅ цилиндра – 62 мм
- ход поршня – 57.6 мм
- рабочий объем – 347.6 см³
- максимальная мощность – 28 л.с. при 5200—5600 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 35.1 Н•м
- питание – карбюратор (К-62Д)
- топливо – смесь бензина А-76 и масла.
- Трансмиссия:
- сцепление – многодисковое в масляной ванне
- коробка передач – четырехступенчатая (3.17–1.81–1.26–1.0)
- Максимальная скорость – 125 км/ч;
- Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 23 метра;
- Контрольный расход топлива – 6.2 л/100 км;
- Ёмкость топливного бака – 17 литров
- Размеры:
- колёсная база – 1450 мм
- дорожный просвет – 135 мм
- длина – 2170 мм
- ширина – 810 мм
- высота – 1170 мм
- Сухая масса – 160 кг
отличия Юпитер-4К
- Максимальная скорость – 95 км/ч
- Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 25 метров
- Контрольный расход топлива – 7.5 л/100 км
- Размеры:
- дорожный просвет – 125 мм
- длина – 2200 мм
- ширина – 1700 мм
- высота – 1300 мм
- Сухая масса – 255 кг
Плюсы и минусы
Мотоцикл неплохой, но в погоне за увеличением динамико-скоростных характеристики, конструкторы упустили из виду самое важное – надёжность. Несмотря на это, ИЖ Юпитер-4 имел ряд достоинств:
- Самый мощный в серии двигатель
- Универсальность
- Простая (в ремонте) конструкция
- Возможность заправляться низкооктановым бензином
- Четвёртое поколение «Юпитеров», в сравнении с предшественниками, получило гораздо более сложную схему электропроводки с большим количеством клеммных соединений. Сегодня, из-за преклонного возраста мотоцикла, это может приводить к отказу оборудования.
- Мотор получился слишком мощным. Вкупе с отсутствием высококачественных двухтактных масел, цилиндро-поршневая группа при эксплуатации в сельской местности на низких оборотах с высокой нагрузкой быстро выходила из строя.
Итоговые оценки и отзывы
Несмотря на то, что по техническим характеристикам ИЖ Юпитер-4 превосходит даже пятую версию, с этим мотоциклом инженеры явно перемудрили. Именно по этой причине уже в 1985 году модель убрали с конвейера, заменив её на «что по-проще».
дизайн и эргономика
ходовые качества
обслуживание и ремонт
качество и надёжность
Интересный экземпляр для коллекции ретро-байков... получится из него лет через 30-50.
Все эти ИЖаки – это прошлый век. Время их ушло безвозвратно. Если хотите день кататься, а потом неделю чинить своего «железного коня», то да – берите ИЖа!
Условно нормальный мотоцикл для деревни, если нет денег на что-то более дорогое. По факту, даже Ява лучше, ломается реже, а китайские мотоциклы и вовсе два очка форы дают.
Но для своего времени байк был неплохой, проигрывал разве что ИЖ Планете Спорт.
Для деревни ИЖ Юпитер-4 подходит хуже всех. У меня было 3 таких разных поколений – тройка лучше всех себя проявила чтобы в лес ездить.
Ну да они тяжёлые и ездить в лесу не удобно.
В 1980 купил Юпитер 3-02 К. Проездил 4 года по сельским полям лесам и буеракам, и летом и в распутицу и зимой. И в коляске по 3 чела сидели. За те 4 года проехал (что сегодня самому не верится) 19 000 км. Почти по 5 000 в год. Сейчас езжу каждый день на машине и наезжаю 3-3.5 тысячи за год. (по межгороду хожу редко).
Так вот, за те 4 года и 19 000 км пробега из всех проблем была только 1 — навернулось реле поворотов. Родное не нашёл, поставил «чужое». Работает до сих пор. Чего бросил? Стал плохо заводиться и слабо тянуть на низких оборотах. Завести с толчка и обороты выше середины и сейчас «прёт как танк». Так что кто хотел перед городскими пацанами повыпендриваться, им конечно нужна была Ява или ИЖ Планета-спорт. А по жизни — ШИКАРНЫЙ был мотоцикл.
Увидел в и-нете, что и сейчас много запчастей — загорелся отремонтировать. Только вот ни один торгаш не указывает с какой конкретно модели запчасть или её номер по каталогу, или «критичные» размеры.