ИЖ Юпитер

ИЖ Юпитер-4

мощный и... ненадёжный

Содержание

Четвёртое воплощение «Юпитера» дебютировало в 1981 году. Модель стала революционной по внешнему виду – она лишилась той «визуальной тяжеловесности», которая была свойственна предыдущим поколениям этой модели.

В целом же ИЖ Юпитер-4 стал одним из самых спорных «железных коней» ижевского мотозавода. С одной стороны – он получил самый мощный двигатель в истории линейки. С другой – вызывал слишком много нареканий на качество сборки и надёжность… потому, уже в 1985 году, уступил место следующему поколению.

Погнавшись за мощностью, ижевские конструкторы упустили из виду тот нюанс, что мотоциклы в СССР к началу 1980-х годов постепенно перекочевали в статус «сельского транспорта» (а на селе было очень мало дорог с приличным асфальтом, где бы получалось реализовать весь потенциал большеобъёмного двигателя).

ИЖ Юпитер-4

Так вот главная особенность «четвёртого Юпитера» – обновлённый мотор, который, после модернизации ЦПГ, стал ещё мощнее (на 12% в сравнении с предыдущим), но теперь больше ориентирован для работы в диапазоне высоких оборотов… в связи с этим была перенастроена и усилена коробка передач, а так же модернизировано сцепление (добавлена пара дисков).

Но первое, что бросается в глаза и лучше всего получилось у конструкторов – это внешность. Мотоцикл стал похож на японские байки второй половины 1970-х годов (и это стало «затяжным трендом» в сегменте дорожных байков, поэтому следующее поколение внешне трудно отличимо от четвёртого).

Часть технических решений для ИЖ Юпитер-4 было позаимствовано у модели Планета Спорт, особенно это касается электрооборудования. Кстати, важная особенность в четвёртом поколении Юпитер получил наконец-то 12-вольтовое электрооборудование (что решило давнюю проблему с яркостью светоприборов).

Так же была доработана подвеска – увеличен ход, что повысило комфортабельность и проходимость.

Технические характеристики

  • Двигатель – двухцилиндровый, двухтактный, воздушного охлаждения:
    • ∅ цилиндра – 62 мм
    • ход поршня – 57.6 мм
    • рабочий объем – 347.6 см³
    • максимальная мощность – 28 л.с. при 5200—5600 об/мин;
    • максимальный крутящий момент – 35.1 Н•м
    • питание – карбюратор (К-62Д)
    • топливо – смесь бензина А-76 и масла.
  • Трансмиссия:
    • сцепление – многодисковое в масляной ванне
    • коробка передач – четырехступенчатая (3.17–1.81–1.26–1.0)
  • Максимальная скорость – 125 км/ч;
  • Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 23 метра;
  • Контрольный расход топлива – 6.2 л/100 км;
  • Ёмкость топливного бака – 17 литров
  • Размеры:
    • колёсная база – 1450 мм
    • дорожный просвет – 135 мм
    • длина – 2170 мм
    • ширина – 810 мм
    • высота – 1170 мм
  • Сухая масса – 160 кг

отличия Юпитер-4К

  • Максимальная скорость – 95 км/ч
  • Тормозной путь (с 60 км/ч до 0) ≈ 25 метров
  • Контрольный расход топлива – 7.5 л/100 км
  • Размеры:
    • дорожный просвет – 125 мм
    • длина – 2200 мм
    • ширина – 1700 мм
    • высота – 1300 мм
  • Сухая масса – 255 кг

Плюсы и минусы

Мотоцикл неплохой, но в погоне за увеличением динамико-скоростных характеристики, конструкторы упустили из виду самое важное – надёжность. Несмотря на это, ИЖ Юпитер-4 имел ряд достоинств:

  • Самый мощный в серии двигатель
  • Универсальность
  • Простая (в ремонте) конструкция
  • Возможность заправляться низкооктановым бензином
Недостатков у модели получилось больше, только самые значительные их которых:
  • Четвёртое поколение «Юпитеров», в сравнении с предшественниками, получило гораздо более сложную схему электропроводки с большим количеством клеммных соединений. Сегодня, из-за преклонного возраста мотоцикла, это может приводить к отказу оборудования.
  • Мотор получился слишком мощным. Вкупе с отсутствием высококачественных двухтактных масел, цилиндро-поршневая группа при эксплуатации в сельской местности на низких оборотах с высокой нагрузкой быстро выходила из строя.

Итоговые оценки и отзывы

Несмотря на то, что по техническим характеристикам ИЖ Юпитер-4 превосходит даже пятую версию, с этим мотоциклом инженеры явно перемудрили. Именно по этой причине уже в 1985 году модель убрали с конвейера, заменив её на «что по-проще».

дизайн и эргономика
ходовые качества
обслуживание и ремонт
качество и надёжность

Интересный экземпляр для коллекции ретро-байков... получится из него лет через 30-50.

Народный рейтинг: 3.14 ( 9 голосов)

Артём Артемьев

Техника – это моё, технологии – про меня. Интересуюсь всем, что колёсами движет и выхлопом дышит... ну или от батареек пашет :)

5 отзывов и мнений

  1. Все эти ИЖаки – это прошлый век. Время их ушло безвозвратно. Если хотите день кататься, а потом неделю чинить своего «железного коня», то да – берите ИЖа!

  2. Условно нормальный мотоцикл для деревни, если нет денег на что-то более дорогое. По факту, даже Ява лучше, ломается реже, а китайские мотоциклы и вовсе два очка форы дают.

    Но для своего времени байк был неплохой, проигрывал разве что ИЖ Планете Спорт.

  3. Для деревни ИЖ Юпитер-4 подходит хуже всех. У меня было 3 таких разных поколений – тройка лучше всех себя проявила чтобы в лес ездить.

  4. В 1980 купил Юпитер 3-02 К. Проездил 4 года по сельским полям лесам и буеракам, и летом и в распутицу и зимой. И в коляске по 3 чела сидели. За те 4 года проехал (что сегодня самому не верится) 19 000 км. Почти по 5 000 в год. Сейчас езжу каждый день на машине и наезжаю 3-3.5 тысячи за год. (по межгороду хожу редко).

    Так вот, за те 4 года и 19 000 км пробега из всех проблем была только 1 — навернулось реле поворотов. Родное не нашёл, поставил «чужое». Работает до сих пор. Чего бросил? Стал плохо заводиться и слабо тянуть на низких оборотах. Завести с толчка и обороты выше середины и сейчас «прёт как танк». Так что кто хотел перед городскими пацанами повыпендриваться, им конечно нужна была Ява или ИЖ Планета-спорт. А по жизни — ШИКАРНЫЙ был мотоцикл.

    Увидел в и-нете, что и сейчас много запчастей — загорелся отремонтировать. Только вот ни один торгаш не указывает с какой конкретно модели запчасть или её номер по каталогу, или «критичные» размеры.

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Кнопка «Наверх»