Буран

Советский Буран РМЗ-640

легендарный снегоход из СССР

Содержание

Буран РМЗ-640 – это самый первый и даже, какое-то время, единственный советский снегоход. Именно эти «мотосани» позволили жителям Крайнего Севера стать мобильными и независимыми от традиционных собачьих и оленьих упряжек.

Не смотря на то, что этот аппарат был «с нуля» был разработан в СССР, огромный вклад в его создание принадлежит канадцам – т.к. именно канадские машины, мягко говоря, «вдохновляли» советских инженеров в процессе разработки… но, обо всём по порядку.

История появления

Первые мелкосерийные партии моторизованного транспорта, предназначенного для работы в условиях северных регионов, появились ещё в 1937 году. Именно тогда в Канаде начали выпускать первые в мире снегоходы Bombardier B-7 (где цифра означает количество мест, а не номер модели, как можно подумать… да и сам аппарат больше напоминал «огромного жука на лыжах», чем снегоход, каким мы его привыкли видеть).

В Советском Союзе, в тоже время, было решено использовать совершенно другой тип спецтехники – аэросани. Первой такой серийной машиной стали НКЛ-16 (основной задачей этих аппаратов была доставка срочных грузов и почты)… и после окончания Великой Отечественной Войны в СССР продолжали использовать аэросани разных моделей, но они никогда не были доступны, да и не продавались в частные руки.

Только в конце 1960-х годов советское руководство признало потребность в индивидуальном мототранспорте для жителей северных регионов… и вот тут, как говорится, возник спрос – удовлетворить его вызвалась канадская компания Bombardier, представители которой в начале 1970-х привезли на выставку в Москву шесть своих снегоходов Ski-Doo. Но советские «пионеры ни когда не искали лёгких путей» – представители СССР выкупили три аппарата, но не для «тест-драйва», а чтобы скопировать их и наладить производство на Рыбинском моторном заводе… пропустим нюансы реверс-инжиниринга… так уже в марте 1971 года был построен первый опытный советский снегоход по имени «Буран».

советский Буран РМЗ-640

Только вот, советские инженеры постарались максимально упростить машину и локализовать производство… вплоть до того, что в качестве силового агрегата предполагалось использовать двухтактный двигатель от мотоцикла ИЖ-Юпитер, но рабочего объёма в 350 см³ и 18 л.с. мощности для тяжёлого снегохода категорически не хватало. К тому же канадские мотосани предполагали наличие заднего хода и вариаторной трансмиссии, которой у ИЖ никогда не было.

Поэтому рыбинскому моторному заводу пришлось налаживать собственное производство «аналога» австрийского мотора Rotax, что и было реализовано к 1972 году.

Особенности модели

В результате советский вариант мотосаней стал оснащаться двухтактным двухцилиндровым мотором с рабочим объёмом 635 см³ и мощностью 27 л.с. (в то время как оригинальный австрийский двигатель развивал под 40 л.с.). Всё дело в том, что инженеры СССР намеренно его дефорсировали с целью адаптации к работе на низкооктановом бензине и увеличения тяги на низах.

Примечательно, что не смотря на всю свою «аскетичность», советский «покоритель снежной целины» ни когда не был дешевым – в своё время его продавали за 2 500 рублей (это была добрая половина стоимости нового автомобиля). Да и сегодня, на вторичном рынке б/у снегоход РМЗ-640 предлагается примерно за 80 000 рублей, что для столь архаичной техники не так уж и мало (за меньшие деньги можно купить отечественный автомобиль, который будет «моложе» этого «Бурана»).

Технические характеристики

  • Двигатель – двухтактный двухцилиндровый:
    • рабочий объём – 635 см³
    • мощность – 27 л.с. при 5000-5500 об/мин
    • система питания – карбюраторная
    • система запуска – вручную или электростартер
  • Максимальная скорость ≈55 км/ч
  • Размеры:
    • длина ≈2.7 метра
    • ширина ≈0.9 метр
  • Радиус разворота ≈6 метров
  • Количество пассажирских мест – 2
  • Сухой вес ≈260 кг
  • Грузоподъёмность ≈250 кг

Достоинства и недостатки

  • Основное достоинство этой машины заключалось в её уникальности. Другой такой техники в СССР просто не продавалось. Советские умельцы, конечно, мастерили самодельные аэросани, но они были маломощные и предназначались скорее для развлекательной езды.
  • Благодаря короткой базе и схеме «две гусеницы и одна лыжа», этот аппарат получил высокую проходимость даже в сложных условиях.
  • По документам РМЗ-640 способен тянуть 250 кг груза, но по факту, он справлялся и с большими нагрузками.
  • Благодаря наличию только одной лыжи, он без проблем эксплуатируется в редколесье.
  • Простота конструкции позволяет чинить машину в условиях «гаражной мастерской». Подобную технику можно даже «в поле» отремонтировать, но мало кто способен заниматься ремонтом на морозе.

Не смотря на массу плюсов, минусов у первого него тоже хватало…

  • Во-первых, ломался он часто (хорошо, что ремонтировался легко 🙂 ).
  • На низкий уровень комфорта в СССР никто не жаловался, но (по сравнению с современными «Буранами») у РМЗ-640 его просто не было.
  • Архаичные подвески и катковая конструкция в которые постоянно забивался снег.
  • Неоправданно большой (для выдаваемой мощности) расход топлива (≈25 литров на 100 км пробега).
  • Двигатель часто перегревался под высокой нагрузкой (а если этот момент упустить, то мотор клинило).
Несмотря на все минусы, большинство покупателей советской техники, зная «неписанные правила её эксплуатации», были довольны своими снегоходами. Но вот к аппаратам произведённым в 90-е года возникало много вопросов.

Тогда был тяжёлый период для всей отечественной промышленности, но рыбинские машины отличались особенно низким качеством сборки и материалов. В то время купить хороший снегоход было крайне сложно. Всё зависело от везения – мог попасться экземпляр, способный проехать 10 000 км без серьёзных поломок, а были и такие, которые после первых 100 км начинали «сыпаться».

Итоговые оценки и отзывы

Советские РМЗ-640 до сих пор используются на севере России. Благодаря тому, что предприятие Русская Механика работает, приобрести запчасти к этой технике не составляет труда – почти всё подходит от современной модели Бурана А.

качество и надёжность
обслуживание и ремонт
дизайн и эргономика
ходовые качества

Крепкий и выносливый в конструктивном плане, но ненадёжный в эксплуатационном. Прост в ремонте, а запчасти дешевы и доступны.

Народный рейтинг: 5 ( 1 голосов)

Star'ый Motoрист

Классику уважаю, путешествовать обожаю, по уму провожаю...

3 отзывов и мнений

  1. В советское время он был легендой! А сколько он людей на севере спас! Не даром же все снегоходы там до сих пор называют Буранами! (по тому же принципу как все копиры ксероксами одно время называли)

  2. Есть у меня старый-добрый рыбинский снаряд и современный Бомбардир. Жена постоянно ноет, мол продай кому старика, чего он место зря занимает? А я не хочу его никому отдавать – мало ли что, он не подведёт, тем более, что запчастей ещё от отца осталось уйма! И вот этой зимой оказалось, что я был прав! Влетел на канадце в дерево, пока запчасти привезли да починился – больше месяца прошло! Если бы не советский старожил, пришлось бы реально на оленях ездить!

  3. Хороший аппарат для своего времени, но сейчас безнадёжно устарел. С удовольствием поменял бы его на что-то более современное, но современные РМы и Стелсы не хочу, а на нормальные зарубежные пока средств не хватает… 🙁

Добавить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»