В то время, когда уже несколько лет большую часть продукции КМЗ представляют мотоциклы с 650-кубовыми верхнеклапанными оппозитами и 12-вольтовым электрооборудованием, в 1978 году завод вдруг запускает в производство 750-кубовую 6-вольтовую модель – «какого лешего!?», казалось бы, должны были воскликнуть мотоэксперты того времени, но нет.
Главное преимущество этого мотоцикла не в скорости, экономичности или ярком головном свете, а в том, что это первый серийный внедорожный «Днепр» – с приводом на колесо коляски.
Основных причин появления этой машины в модельном ряду КМЗ – ровно две:
1 В 1970-е года у труженников села всё большей популярностью стали пользоваться тяжелые мотоциклы с коляской – как универсальный грузопассажирский транспорт, обладающий оптимальным сочетанием таких качеств как топливная экономичность, компактность, мобильность и грузоподъёмность… не хватало только одного – лучшей проходимости по колее грунтовых дорог.
2 На самом деле 750-кубовые 2WD-мотоциклы «Днепр» уже давно выпускались КМЗ, но мелкими партиями для военных нужд (МВ-750)… в какой-то момент руководство завода обратило внимание на складские «залежи» нижнеклапанных моторов и решило нарастить производство байков с этими агрегатами – чтобы избавиться от «старья». Очевидно запасы действительно были гигантскими (или это всё же байкерская байка), т.к. производство МТ-12 продолжалось 8 лет (только в 1986 году на смену ему пришел МТ-16 с 650-кубовым верхнеклапанным мотором).
Как бы то ни было, одно другого не исключает и сельские мотолюбители высоко оценили «новинку» того времени. Тем более, что не смотря на использование «старого» двигателя, в остальном это был современный МТ-10-36.
2WD-привод на мотоцикле с коляской, кроме повышенной проходимости, даёт массу других преимуществ, как то: упрощение настройки развала/схождения (по сути в этом нет необходимости, т.к. коляска больше не «тащит» байк вправо), что в свою очередь, положительно отражается на расходе топлива, износе шин и управляемости, но негативно на максимальной скорости.
Из внешних отличий «внедорожный Днепр» можно легко узнать по наличию кассеты для 10-литровой канистры и кронштейнов для лопаты на кузове коляски.
Технические характеристики
- Размер:
- длина – 2 430 мм
- ширина – 1 700 мм
- высота – 1 100 мм
- Колея – 1 200 мм
- Дорожный просвет – 120 мм
- Сухая масса – 350 кг
- Двигатель – четырехтактный оппозит с нижним расположением клапанов:
- ∅ цилиндра × ход поршня – 78 × 78 мм
- рабочий объем – 746 см³
- степень сжатия – 6,0
- максимальная мощность – 26 л.с. при 4900 об/мин
- топливо – бензин А-72
- карбюратор – К302
- Электрооборудование – 6 Вольт
- Трансмиссия:
- сцепление – двухдисковое сухое
- коробка передач – четырехступенчатая с передачей заднего хода
- переключение передач – ножное с автоматическим выключением сцепления
- главная передача – карданная
- привод коляски – дифференциальный, посредством карданного вала
- Подвеска:
- передняя – телескопическая
- задняя – маятниковая с пружинно-гидравлическими амортизаторами двустороннего действия
- Тормоза – барабанные (передний – двухкулачковый)
- Размер шин – 3,75-19″ (95-484 мм)
- Объём топливного бака – 19 литров
- Расход топлива (при 50-60 км/ч) – 6,2 л на 100 км пути
- Максимальная скорость – 90 км/ч;