ДнепрИМЗ

М-72

боевая машина мотопехоты

Содержание

М-72 – это тяжёлый советский мотоцикл с коляской, выпускаемый несколькими заводами. Кроме КМЗ и ИМЗ, модель делали в Москве, Горьком и Ленинграде. После окончания Великой отечественной войны байк выпускали только в Киеве и Ирбите.

Мотоцикл был почти полностью скопирован с немецкого BMW R71, хотя его немного доработали советские инженеры. Модель оказалась настолько удачной, что её выпускали с почти 20 лет – с 1941 по 1960 годы.

Изначально М-72 был военным мотоциклом – до середины 1950-х их не продавали гражданским, да и позже всех владельцев брали «на карандаш» в военкоматах.

М-72 (мотоцикл)

В Советском Союзе тяжёлые военные байки с колясками хотели выпускать ещё в середине 1930-х годов. Специально для этого несколько инженеров были отправлены в командировку на немецкий завод BMW. Вот только немцы, которые планировали нападение на СССР, не жаждали делиться своими технологиями – они наотрез отказались продавать свой мотоцикл R71… Пришлось проводить целую секретную операцию – договариваться с фирмой из Швеции о покупке пяти байков, а потом тайно вывозить их в Советский Союз в опломбированном вагоне, плотно закутав в брезент.

В Москве BMW R71 разобрали «по винтикам» и наладили собственное производство «реплики». Сделать это было достаточно сложно – пришлось привлекать несколько советских предприятий.

В создании М-72 участвовали:

  • ЗИС – документация и чертежи
  • КИМ (Москвич) – КПП
  • ГАЗ – кардан и коляска
Остальные агрегаты и сборку производили/осуществляли на Московском мотоциклетном заводе. Параллельно с этим выпуск организовали на харьковском предприятии «Серп и молот».

До начала войны в Москве успели собрать около 450 мотоциклов. В Харькове – всего 123 экземпляра. Наладили выпуск М-72 и в Ленинграде, но там успели до эвакуации сделать буквально несколько штук.

Во время войны московский завод отправили в Ирбит, а харьковский – в Горький. С 1941 по 1943 годы М-72 делали и в Таганроге.

После окончания ВОВ, М-72 продолжили выпускать на Ирбитском мотоциклетном заводе. Организовали их производство и в Киеве.

До 1955 года тяжёлые мотоциклы с колясками выпускались только для армии. Они ничем не отличались друг от друга. А вот когда эти байки начали производить для гражданских, тогда их уже внешне можно было сразу идентифицировать (ИМЗ М-72 получил модернизированный мотор, усиленную раму и колёсные обода, надпись «Ирбит»).

Вообще принято считать, что первый советский тяжёлый мотоцикл был не просто скопирован с немецкой модели, а дескать, после войны в СССР вывезли оборудование BMW и на нём всё делали. Это не совсем так – М-72 действительно скопировали, но модифицировали и выпускали его на собственных станках.

Отличия М-72 от BMW R71

  • Сухой вес – 205 против 187 кг
  • Средний расход топлива (без коляски) – 6 литров против 4,5
  • Максимальная скорость – 95 против 125 км/ч
  • Тросовые приводы сцепления и тормозной системы вместо гидравлики
  • Усиленная рама
  • Изменение передаточных чисел (для тяги на низких оборотах)
На первый взгляд кажется, что технически советский М-72 был проще из-за «неумелого копирования», но всё это сделано специально для облегчения производства, ремонта и эксплуатации в СССР (где те же дороги были заметно хуже, чем в Германии).

Технические характеристики

  • Размеры (одиночки / с коляской):
    • длина – 2 130 / 2 380 мм;
    • ширина – 815 / 1 590 мм;
    • высота – 960 / 1 000 мм;
  • Колёсная база – 1 430 мм;
  • Клиренс – 135 мм;
  • Высота сиденья – 790 мм;
  • Снаряженная масса (одиночки / с коляской) – 225 / 350 кг;
  • Двигатель – 4-тактный, 2-цилиндровый:
    • мощность – 22 л.с. при 4 600 об/мин;
    • рабочий объём – 746 см³;
    • ∅ цилиндра × ход поршня – 78 × 78 мм;
    • степень сжатия – 5,5;
    • питание – карбюратор К-37;
  • Напряжение электропитания – 6 Вольт;
  • Трансмиссия – карданный вал;
  • Коробка передач – 4-х скоростная (3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3);
  • Шины – 3,75×19;
  • Запас топлива – 22 л;
  • Расход топлива – 7 л/100 км;
  • Максимальная скорость (одиночки / с коляской) – 110 / 95 км/ч.

Основные модификации

  • М-72 – основная модель военного мотоцикла с коляской, выпускался с 1940 по 1960 годы. Последние 5 лет поступал в свободную продажу.
  • М-72Н – модификация 1953 года. Выпускалась на Киевском мотоциклетном заводе. Отличается рядом усовершенствований рамы, КПП, передней вилки, колёсами, тормозной системы. Конструкторы утверждали, что модель более надёжная, но по факту, военные М-72 зарекомендовали себя лучше.
  • М-72М – ничем не отличается от модели М-72Н, кроме того, что собирали на Ирбитском мотоциклетном заводе.
  • М-72К – специальный байк, изготавливаемый для спортивных клубов. Отличается облегчённой конструкцией и доработанным двигателем с мощностью 30 л.с. (против 22 л.с. у стандартного М-72).
  • М-75К – гоночный мотоцикл с коляской. Мотор с верхними распредвалами, короткоходная коробка передач.
  • М-76 – ещё один гоночный мотоцикл (модернизированная версия М-75К). Отличается наличием магнето и сухим картером.
  • М-80 – самый знаменитый спортивный мотоцикл. Побил рекорд СССР по скорости в 1947 году.
Сейчас мотоцикл М-72 на вторичном рынке можно приобрести от 50 000 рублей, но за отреставрированные байки просят минимум 350 000.

Star'ый Motoрист

Классику уважаю, путешествовать обожаю, по уму провожаю...

В тему

Кнопка «Наверх»